Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Как я стала какой и другие приключения в Бенгалии

russiantown.com
Как я стала какой  и другие приключения в Бенгалии

Лето мы провели в деревне у бабушки, где и ели все прямо с куста. То папайу нам принесут, то памело, то бананы, то гуаву. Просто бабушка у нас живет в Бангладеш, где лето стоит практически круглый год. Точнее, тогда уже приходила зима, но ее приход был не так уж скор: 40-градусная жара спала, но 30 градусов тоже немало. И все говорили: «Лето заканчивается, приходит зима». Я спрашиваю: «И как долго до зимы?» Одни отвечают – неделя, другие - месяц, а кто-то и больше, говорит. Нет у народа единого мнения. А нам вот мучайся от жары и неизвестности - сколько это еще продлится...

Но начнем по порядку. Голубой мечтой моего детства был розовый слон. Но, поскольку слоны на Урале не водились, мне пришлось собирать их самой (конечно, игрушечных), а также, пользуясь случаем и служебным положением (журналистским), приходить в цирк, куда на гастроли слоны все-таки приезжали. И вот, спустя много лет, я вышла замуж за бенгальца Дева Гхоша, а на нашем свадебном приглашении красовался индусский бог Ганеш с головой слона. С тех пор прошло пару лет, и вот мы оказались в Бангладеш.

Приключения в БенгалииПосле достижения Индией независимости от Великобритании территория Бангладеш вошла в состав Пакистана и лишь после войны за независимость в 1971 году было провозглашено государство под названием Бангладеш, что в переводе означает «страна Бенгалия». Государственным языком является бенгальский, а государственной религией - ислам (мой муж относится к религиозным меньшинствам, поскольку исповедует индуизм.). Бангладеш занимает территории примерно равную штату Джорджия, но на этом пространстве земли находится почти 150 миллионов людей! По численности населения страна находится на 7 месте в мире, обгоняя даже Россию.

Но одно дело слышать о большой плотности населения, и совсем другое - увидеть это. Почти сразу из столицы Дакки мы приехали в родную деревню мужа Джатиграм, где белых людей не видели вообще, и потому моя популярность была просто невероятной. На меня приходили посмотреть со всей деревни. Причем, народ шел как в былые времена в мавзолей к Ленину. Сходство добавляло и то, что первые несколько дней из-за акклиматизации и жары моя голова болела так, что вставать совсем не хотелось. И вот, лежа в кровати с полузакрытыми глазами, я и принимала народ. А он все шел и шел. Так прошло несколько дней. Я почувствовала себя лучше, и стала успокаивать себя мыслью, что вскоре население деревни закончится - все на меня уже насмотрелись. Наивная... Потом стали приходить из соседних деревень и даже городов! Причем, им интересно было видеть все: как я кушаю, что и как делаю. Для местных я была вроде живого реалити-шоу, и не будет преувеличением сказать, что это шоу посмотрело как минимум несколько тысяч людей. Любопытных в стране много, а вот такое понятие как прайваси отсутствует вовсе. Народ буквально лезет в окна и в двери. А закрыть их перед носом нельзя: все сразу будут считать тебя жутко некультурной.

Среди приходящих было много родственников. Посчитайте сами, если у моего мужа пять родных и один сводный брат, а также три сестры. У каждого из них по двое-трое детей, а плюс еще кузины, тети, дяди и более дальние родственники! И почти каждый житель деревни хотел записаться к нам в родню. Ну я же не знала, что все тут друг друга называют братом-сестрой, а в крайнем случае тетей-дядей, поэтому поначалу действительно считала всех, кто говорил так, - родней и лишь позже выяснила, что это были совсем чужие люди. Поняв это, я незаслуженно обидела пару настоящих родственников. Они в самом деле были кузенами и приехали издалека. Представившись, я поздоровалась с ними и пошла дальше по своим делам, поскольку слышать «Здравствуйте, я ваша тетя» (дядя, брат, сестра...) мне приходилось слышать в день раз по двадцать. Лишь к вечеру я выяснила, что на этот раз родственники настоящие.

Что интересно, по бенгальски «дядя» значит «кака», а тетя - то есть я – «каки». Так что это неблагозвучное для русского уха слово стало иметь для меня совсем другое значение. И меня нисколько не расстроило, что многие звали меня «каки». Расстроило то, как совершенно неожиданно я стала бабушкой! Нет, моя двухлетняя дочка Мисти еще не родила, но при таком обилии родственников у меня оказалось очень много внучатых племянников и просто внуков и внучек, пусть и не родных!

Помимо родственников настоящих и стремящихся стать таковыми, у нас были и слуги. Причем сразу несколько. Точнее, постоянно с нами находились пять слуг, а за все время в Бангладеш их было около пятнадцати человек. Вы можете удивиться - зачем так много? Но, во-первых, семья моего мужа достаточно обеспечена и может себе позволить нанять людей для помощи (кстати, называть их слугами никак нельзя, иначе они жутко обидятся и могут просто уйти). Безграмотный человек (каких в деревне большинство) может получать в месяц 20-40 долларов, а с образованием - 60-100. Во-вторых, слуги там для приезжих людей не роскошь, а прямо-таки необходимость. Ну как быть, если стирать белье и мыть посуду нужно в пруду, а курицы просто летают по дому, пока их не приготовят, рыба также живет в пруду или в реке, откуда ее приносят еще живую. Плюс везде очень много пыли и грязи, так что подметать в доме нужно было два-три раза в день.

Но одно дело сказать, что у нас были слуги, а совсем другое –управлять ими. Помимо языковых трудностей (бенгальский язык выучила за пару месяцев), я морально долго не могла попросить кого-то постирать за меня одежду или переставить что-то с одного места на другое. Муж и все домашние убеждали меня: «Считай, что это просто наемные работники, они приходят к нам на работу и получают за это деньги. Зачем им платить деньги, если ты все делаешь сама?»

Поначалу просить что-то у слуг для меня было так мучительно, что проще действительно было сделать самой (конечно, это не относилось к приготовлению куриных и рыбных блюд), но постепенно я привыкла, и хотя не могла в полном смысле слова командовать или управлять слугами, но хотя бы изредка что-то просить у них у меня получалось. К счастью, слуги и так знали, что им нужно делать, поэтому быт у нас был налажен хорошо. Казалось, все происходит по мановению волшебной палочки. Сходство с волшебством добавляли и имена слуг, а также приставка «О!», которую в Бангладеш произносят перед обращением к любому человеку. Вот и я кричала, зовя кого-нибудь «О! Шахадот-бай!», «О! Шахана!», «О! Озит!»

Что удивительно, довольно долгое время я не испытывала какой-то особой благодарности к людям, которые нас обслуживали. Наверное, привыкнув к тому, что в Америке все автоматизировано, я перенесла это и на Бангладеш. Ну, скажем, будете вы испытывать чувство признательности к стиральной машине, сушилке или посудомоечной машине? Вот также и я не оценивала труд людей, которые делали подобную работу. Конечно, позже, видя, как тяжело и много они работают, я изменила свое мнение и стала ценить все, что для нас делают. И... опять оказалась не права! Слуги, оказываются, не понимают отношения на равных. А ведь и в Америке и в России нас учили, что все люди равны. Как же можно после этого считать кого-то ниже себя?!

Мы относились к слугам, как к обычным людям: они ели не объедки со стола, а то же, что и мы, иногда они даже сидели с нами за столом (обычно слуги сидят в углу на полу), и вообще сидели в нашем присутствии (обычно они должны стоять, разговаривая в нами), да и общались мы с ними, как с обычными людьми: рассказывали, что произошло за день, какая жизнь в Америке и многое другое. Слуги же расценили это как слабость или глупость с нашей стороны, раз мы не командуем ими, а относимся по-дружески, и подняли бунт! Точнее, потихонечку они стали халатнее относиться к своим обязанностям и могли отложить что-то на завтра или делать что-то спустя рукава.

Мы не сильно страдали из-за этого, поэтому не стали ругать кого-то. Но когда ночной охранник пришел на дежурство, которое длится с 11 ночи до 4 утра за 20 минут до четырех часов, мы просто не пустили его. Он ушел, но так случилось, что у нас работала также его жена и тесть. Конечно же, он запретил родным появляться у нас, и в результате в этот день некому было стирать и убирать. Мы подмели дом сами, а со стиркой одежды решили подождать. Повара, к счастью, у нас были из другой семьи, поэтому голодными мы не остались. «Обиженые слуги» ждали, что мы будем умалять их вернуться. На следующий день уже несколько человек были готовы работать у нас, а вечером со слезами вернулись и старые слуги, прося принять их обратно. Мы, конечно, их приняли, но стали вести себя с ними строже, хотя это не всегда удавалось.

Не успели мы поудивляться, к чему приводит хорошее отношение к слугам, как были поражены еще больше. С утра пораньше нас разбудил телефонный звонок и нам сообщили, что наша машина находится на глубине пяти метров под водой в соседнем городе, а шофер сбежал. Накануне муж отправил шофера «подновить» машину, но мы не рассчитывали, что обновлять ее будут подобным образом! Как выяснилось позже, шофер отправился пить чай в ближайшую чайную, а поездить на машине дал даже не своему знакомому, а знакомому знакомого. Тот почему-то для своей поездки выбрал не открытое пространство, а узкий перешеек между двумя карьерами, перепутал газ с тормозом и, пролетев по воздуху несколько метров, приземлился под водой. К счастью, народ, находившийся неподалеку сразу же бросился в воду и спас парня. Машина же осталась под водой.

Как вы думаете ее доставали? Никаких тягачей и подъемных кранов! Около двухсот человек, обмотанных веревками, тянули машину из под воды, многие порезались и поранились. Но, спустя всего пару часов автомобиль уже был на берегу, а муж накупил медикаментов, чтобы перевязывать всех раненых. После того, как машина была очищена и высушена, она выглядела даже лучше, чем раньше, и я даже чуть-чуть расстроилась: нельзя ли было бы утопить ее чуть раньше, чтобы мы с самого начала ездили в чистой машине. Хотя, серьезно говоря, лучше все-таки было обойтись без подобного опыта.

Еще в Америке я прочитала, что некоторые люди в современном индустриальном обществе пытаются, так сказать, вернуться к натуральной жизни и начинают отказываться от всяческих механических приспособлений, менять образ жизни в качестве эксперимента. Но когда это для тебя вроде игры – это одно, а если все в самом деле? В Америке, действительно, привыкаешь к другим стандартам и многое воспринимаешь, как должное. Хотя, с другой стороны, без очень многого можно обойтись. Даже не знаю, что раньше что могло меня удивить? В магазинах все есть и, в принципе, все доступно. Очень дорогие вещи можно купить в кредит, в конце-концов. А в Бангладеш я удивлялась, когда видела холодильник в доме! Хотя телевизоры и сотовые телефоны там есть почти в каждой семье. Но деревня Джатиграм, где мы жили не имела даже электричества. К счастью, Манаб - брат Дева, в доме которого мы и жили, построил достаточно хороший дом, где был генератор, вырабатывающий электричество. Так что у нас был просто дворец со светом, вентиляторами, с туалетом и душем. А народ тут ходит по нужде на двор, а моется в пруду.

Продукты нам покупали на рынке каждый день, поэтому все было свежее. Кур приносили живых, как и рыбу. Видимо, насмотревшись живой рыбы, наша дочь Мисти позже пыталась выловить золотых рыбок в фонтане одного из ресторанов, в котором мы оказались несколько месяцев спустя. Рыбки так напугались вторжения, что забились за камушки и больше не высовывались.

Вообще еда в Бангладеш довольна дешевая. Вот Дев говорит, пошел кто-то на базар, купил еды на доллар и накормил 15 человек. Это не совсем так, конечно, но близко к действительности.

Несмотря на то, что еда по нашим меркам недорогая, но для бенгальцев это не так уж и дешево. Поэтому, наверное, почти все население страны очень худое. Есть и очень богатые люди, которые живут почти что во дворцах и... страдают от ожирения! Но, вне зависимости от своего достатка, бангладешцы - народ очень доброжелательный и отзывчивый. Они всегда стремятся прийти на помощь, причем совершенно бескорыстно, пригласить тебя в гости и угостить всем, что есть в доме, расспросить обо всем и рассказать о себе. Причем даже на английском!

Но об этом в следующий раз.