Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Искусство старения

russiantown.com
Искусство старения

Возраст никуда уже не денешь,

Ни продать его, ни подарить,

Нет такого бартера и денег,

Чтоб вернуть утраченную прыть.

Не считаю прожитые годы,

Возраст – состояние души.

Правда, ломит спину в непогоду

И пешком не мерю этажи.

Андрей Дементьев

Говорить бодро и радостно о старении и о том, что чувствуешь и переживаешь сам, трудно. «Что лучше: когда тебе 18 или 70? В жизни 18 лет бывает однажды, а 70 – не каждый раз», – так утверждается в философском анекдоте. А Андрей Макаревич написал: «Как вы полагаете, кому человечество должно поставить памятник? Нет, не Богу, не царю, не полководцу, не писателю, не художнику, хотя каждый из них, безусловно, заслуживает памяти. Это будет памятник пожилому человеку».

Самое большое преимущество старости – в духовной свободе. Возраст 80 лет называется в Талмуде вершиной возмужания. Мудрецы объясняли, что в этом возрасте человек в полной мере осознаёт приоритеты своей жизни и способен сосредоточиться на главном, оставив в стороне второстепенное.

«Я узнал, что в старости можно испытывать большие наслаждения просто потому, что ты трогаешь глубину того, что видишь. Однажды я объяснял разницу между двумя словами – «смотреть» и «видеть». Молодость смотрит, а старость видит. Когда ты молод, ты ослеплён миром, ты видишь цвет, материал. Ты часто смотришь и не видишь. Недавно в Италии я ехал на машине и увидел одну вещь, которая меня поразила. Это была простая чугунная скамейка. Она была заброшенной и покрытой мхом. Она была такой старой, что на неё уже никто не садился. Я увидел её одиночество, увидел стариков, которые раньше сидели на ней и смотрели на проезжающие машины. Эти старики уже давно умерли, и скамейка была одинока. Я сел на неё, чтобы разделить с ней одиночество. Это одно из наслаждений старости – видеть» (Т. Гуэрра).

Старость – это гораздо больше, чем седые волосы, морщины и мысли о том, что игра сыграна, что сцена принадлежит молодым. Настоящее зло в старости – это не слабость тела, а безразличие души. Человек на всё задаёт себе вопрос: «Зачем?». Это, возможно, самая опасная фраза. Однажды человек скажет себе: «Зачем бороться? Зачем выходить из дома? Зачем вставать с постели? Зачем?»...

Средняя продолжительность жизни 150 лет назад была 40 лет, а сегодня в цивилизованных странах она в два раза больше. Если войны и революции не ухудшат экологической обстановки, то 100 лет скоро будут нормальной продолжительностью жизни людей. Но это не повлияет, однако, на проблему старения.

В старости есть только одно утешение: то, чего ты не смог получить в молодости, тебе уже не нужно. Старость приносит бесконечные трудности. Однако если мы хотим с ними бороться, мы должны спокойно признать их. У старости развивается удивительный эгоизм, который мешает дружить с молодыми. Один из признаков старости – скупость. Старый человек знает, что ему не так легко заработать деньги, и поэтому он бережёт то, что имеет. У старых людей обычно ослабевает мозговая деятельность, им трудно вырабатывать новые идеи, поэтому они придерживаются тех, которые были у них в молодости. Возражения зачастую вызывают у них раздражение, так как они расценивают это как неуважение к себе. Одиночество – самое большое зло в старости; один за другим уходят друзья и родственники, и заменить эти потери нельзя. Старость уносит силы и отнимает удовольствия. «Старость – это тиран, который запрещает удовольствия юности, грозя смертью», – сказал Ларошфуко. Ему же принадлежат слова: «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности». «K 80-ти годам вы уже знаете абсолютно всё. Вот только как это вспомнить?» (Дж. Бернс). «Старость – это когда знаешь ответы на все вопросы, но никто тебя не спрашивает» (Л. Питер).

Известный французский писатель А. Моруа в своей книге «Искусство жить», размышляя на разные темы, высказывает интересные мысли о старении: «Есть два разумных способа стареть. Первый – не стареть. Он для тех, кому удаётся избежать старости, ведя активный образ жизни. Второй – принимать старость со спокойствием и отрешённостью. Время борьбы прошло... Существует несколько способов стареть неприятно. Худший из них – пытаться удержать то, чего нельзя вернуть. К сожалению, встречаются такие люди, чья жизнь отравлена до последних дней постоянной неудовлетворённостью».

Искусство стареть – это искусство вести себя так, чтобы быть для следующих поколений опорой, а не камнем преткновения, доверенным лицом, а не соперником. Нет, старость – это не ад, над входом в который начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Если старые люди достойны дружбы, они окружены друзьями и в старости. И, наконец, страх смерти можно преодолеть верой или философией.

Сможет ли когда-нибудь наука сделать так, чтобы старость не разрушала наше тело? Возможно ли создать «фонтан молодости», в воде которого мы могли бы искупаться, чтобы снова стать юными? Биологам удалось этого добиться в опытах над простейшими. Но нужно ли человеку жить так долго? Вопрос спорный. С возрастом нам кажется, что время идёт быстрее: в детстве один час может представляться целой вечностью, а к старости годы летят с безумной скоростью. Не успеешь и оглянуться, как дети выросли, окончили учёбу и работают.

Когда писателя Герберта Уэллса чествовали по поводу его 70-летия, он произнёс речь, в которой отметил, что это событие воскресило его детские впечатления. Няня, бывало, говорила ему: «Вам пора спать». Он обычно протестовал, но в глубине души знал, что сон принесёт ему отдых. «Смерть – это такая же добрая и одновременно строгая няня, и когда приходит время, она говорит: «Вам пора спать». Мы немного протестуем, но хорошо знаем, что пора отдыхать, и в глубине души ждём этого».

А вот письмо, которое написала некая пожилая женщина о своём возрасте. Можно подписаться под каждым словом! «Я читаю всё больше, а пыль вытираю всё меньше. Я сижу во дворе и наслаждаюсь видом, а не переживаю о сорняках в саду. Я провожу больше времени с моей семьёй и приятелями и меньше времени посвящаю телевизору. Даже на кладбище к мужу реже езжу и детей туда не тяну. Камни, оставленные на его могиле, с души не снимают камней. Жизнь надо смаковать, а не терпеть. Пытаюсь осознать это и ценить даже мелкие, незначительные моменты. Я не «экономлю» ничего: пользуюсь семейным фарфором и хрусталём, ношу мою лучшую одежду, когда иду в магазин, или к врачу, или в банк. Не храню хорошие духи для особых случаев. Помнишь, нам говорили: светлое будущее не за горами, оно где-то на горизонте, а он, как известно, удаляется по мере приближения. Так я приблизила горизонт к себе и рада безмерно этому. Слова «когда-нибудь» и «однажды» теряют свою силу в моём лексиконе. Если что-то стоит видеть, слышать и делать, я хочу это сделать прямо сейчас. Я не уверена, что сделали бы другие, если бы они знали, что их здесь не будет завтра. Думаю, я никогда не буду знать этого. Меня бы разозлило то, что я не доделала. Злилась бы, потому что я не написала некоторые письма, которые хотела написать. Жалела бы, что нечасто говорила мужу и родителям, как сильно их люблю. Я очень стараюсь ничего не откладывать и не задерживать. Каждое утро, когда я открываю глаза, говорю себе, что оно особенное. Каждый день, каждая минута, каждый вдох – это настоящий дар. Сегодня счастье для меня – это суммарное ощущение сиюминутного относительного благополучия. Знаешь, что у детей и внуков сегодня всё в порядке – ура! Ноги болят не очень сильно – хорошо! Наконец-то погода установилась – отлично! Список можно продолжить. Вот так и живу: мелкими радостями, простыми проявлениями бытия. Стараюсь чаще доставлять себе радость от ощущения полноты жизни. Согласись, это здорово!».

Действительно, не будем забывать, что главная обязанность человека перед самим собой – быть счастливым.