Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Невидимые спасители

russiantown.com
Невидимые спасители

Йохан Вильгельм ван Хульст

Учителя, спасшего сотни еврейских детей, звали Йохан Вильгельм ван Хульст. В его биографии сказано коротко и скромно: голландский профессор, шахматист, политик. И именно он в 1943 году участвовал в спасении 600 детей, которых должны были направить в лагеря смерти.

Йохан ван Хульст при жизни редко говорил о своей деятельности в годы Второй мировой войны, но другие видели, насколько его вклад был значимым. Спустя два года после немецкого вторжения в Нидерланды ван Хульст работал лектором в педагогическом колледже в Амстердаме. Колледж находился на пороге закрытия, так как правительство отказалось от его финансирования. Ван Хульст, в отличие от администрации колледжа, настаивал на том, чтобы учебное заведение продолжало свою работу и без субсидий, и даже обращался к родителям учеников с просьбой о пожертвованиях. План сработал, колледж был спасён, а ван Хульст занял кресло директора.

Когда немцы вторглись в Нидерланды, в стране проживало сто сорок тысяч евреев. К сентябрю 1944 года более ста тысяч из них были отправлены в концентрационные лагеря. Евреев Амстердама сначала держали в транзитном лагере Вестерборк в Нидерландах, а оттуда переправляли в Освенцим и Собибор в оккупированной Польше. Напротив колледжа ван Хульста находилось здание театра, которое заняли нацисты – теперь оно использовалось как депортационный центр. Данные о тех, кого удерживали в этом центре, утеряны, но историки считают, что за 18 месяцев через бывший театр было депортировано около 46 тысяч человек. Большинство из них встретили смерть в концентрационных лагерях.

Педагогический колледж ван Хульста представлял собой одну из вершин треугольника в схеме спасения еврейских детей. В депортационном центре администратором работал В. Зюскинд, беженец из Германии, наполовину еврей, наполовину немец. Нацисты поручили Зюскинду управлять центром, мирясь с его еврейским происхождением из-за его тесных связей с СС. Вскоре после вступления на эту должность Зюскинд заметил, что помогать задержанным не так уж и сложно. Он начал подделывать данные о прибытии людей – например, записывал, что задержанных было 60, а не 75, как в действительности. «Лишние» пятнадцать человек благодаря ему отправлялись на свободу... Затем нацисты заняли детский сад неподалёку от театра и колледжа ван Хульста. В детском саду должны были содержаться еврейские дети до их отправки в лагеря смерти. Зюскинд скооперировался с его директором, госпожой Пиментель. Она, в свою очередь попросила у ван Хульста позволения, чтобы дети играли в саду колледжа, а на дневной сон отправлялись в один из его классов. И оттуда, из колледжа, детей начали вывозить в надёжные укрытия.

Чтобы избежать подозрений, ван Хульст вывозил лишь нескольких детей за один раз; соответственно, могли быть спасены не все. «Мы вынуждены были делать выбор, – позже рассказывал он в интервью. – Это было самое ужасное: делать выбор». Одной из тех, кого спас ван Хульст, стала Лис Каранса, чья семья почти полностью погибла в Собиборе. Четырёхлетнюю Лис вынесли из сада в сумке.

Для того чтобы скрывать спасательные операции, ван Хульст вынужден был поддерживать неприлично хорошие отношения с нацистами и проворачивал трюки, которые убеждали немцев, что он на их стороне. Например, когда его студенты следили за сотрудниками СС, он показательно ругал их, мол, пусть эти люди делают свою работу, это не ваше дело! И подмигивал эсесовцам, чтобы завоевать их расположение. Он регулярно повторял эту сцену, чтобы убедить эсесовцев в своей лояльности.

Конечно, спасателям была необходима толика удачи. Однажды власти без предупреждения отправили инспектора в колледж ван Хульста. По счастливой случайности инспектор также оказалась членом движения Сопротивления и в итоге присоединилась к операциям ван Хульста. Вспоминают и такой факт: один из чиновников обнаружил в колледже несколько спасённых детей. Он спросил ван Хульста, не евреи ли они, и тот сказал: «Вы же не ждёте, что я вам отвечу?». Чиновник ушёл, не доложив нацистам об увиденном...

Конец спасательным операциям пришёл внезапно. Пиментель была арестована и убита в Освенциме. Тогда же отдали приказ вычистить детский сад. «Представьте, что перед вами стоят 80, 90 детей. И вам нужно решить, кого взять с собой. Это был самый тяжёлый день в моей жизни», – признавался ван Хульст. Тот факт, что он не смог спасти всех, преследовал его до конца дней. Последние недели войны он провёл в бегах, так как ему передали о готовящемся аресте. У него оставалось буквально несколько минут, чтобы скрыться.

После войны ван Хульст продолжил преподавать. Он написал сотни статей и начал заниматься политикой: работал в голландском Сенате, а также являлся членом Европейского парламента. Его педагогический колледж теперь стал Национальным музеем Холокоста. Ван Хульст также был блестящим шахматистом (даже сыграл вничью с чемпионом Карповым) и председателем шахматного клуба в Амстердаме. В интервью он делился, что когда немцы запретили евреям членство в шахматном клубе, они решили тайно встречаться и играть на дому. В возрасте 95 лет он выиграл шахматный турнир для бывших политиков и повторил успех в 2010 году.

Сегодня бывший директор колледжа назван одним из Праведников народов мира – этот статус даётся неевреям, спасавшим евреев.

Фрэнсис Эдвард Фоли

Офицера разведки Фрэнсиса Эдварда Фоли историки называют британским Шиндлером за спасение тысяч евреев от верной гибели в фашистских концлагерях. При неказистой внешности и неброских манерах господин Фоли обладал незаурядной энергией, природной предприимчивостью, фантастической смелостью и поразительным хладнокровием. Кроме того, он был твёрдо уверен, что уничтожение целого народа, планируемое Гитлером и его приспешниками, аморально по своей сути и противоречит принципам гуманности.

Фоли штудировал науку в университете Гамбурга и видел себя в будущем маститым учёным. Но эти планы были разрушены Первой мировой войной. Фрэнсис был направлен в английские пехотные части, командовал ротой и участвовал в боях. В марте 1917 года он получил тяжёлое ранение и долго лечился. После выписки из госпиталя на Фоли обратила внимание королевская секретная служба. Владеющий пятью языками молодой человек с военным опытом в 1921 году стал офицером спецслужб и получил назначение в Берлин на должность начальника паспортного стола отдела Британского посольства. Однако он не только эффективно работал на дипломатическом поприще, но и регулярно снабжал ценными сведениями британскую разведку. Фоли и его подчинённые вербовали агентов, собирали сведения о германских войсках и новейших образцах военной техники, а также формировали разведывательную сеть на всей территории Германии.

Массовые гонения на евреев, развернувшиеся в стране после прихода к власти фашистов и резко усилившиеся после погромов Хрустальной ночи в ноябре 1938 года, Фоли воспринял как личную трагедию. Он вёл приём людей, стремившихся покинуть Германию, и снабжал их британскими визами, позволявшими несчастным уезжать к берегам Темзы либо в Палестину, контролируемую британцами. Зачастую ожидавшие выезда семьи прятались от облав в доме Фоли. Более того, он посещал концентрационные лагеря, каким-то чудом вытаскивал оттуда евреев и снабжал их необходимыми для отъезда документами. Он часто отправлялся в служебные командировки в разные регионы Германии и по крупицам собирал сведения военного характера. Фоли постоянно рисковал.

В 1939 году британские власти перевели Фоли из Германии в Норвегию, но и после его отъезда евреи продолжали уезжать из страны по изготовленным им паспортам. По подсчётам экспертов, этот человек сумел спасти более 10 тысяч евреев. Известно, что последняя группа из трёх сотен человек покинула Германию за несколько дней до вторжения фашистов в Польшу. В Норвегии Фоли продолжал свою разведывательную деятельность, участвовал в спасении золотого запаса Норвегии от фашистов.

Фрэнсису Фоли также было присвоено почётное звание Праведника народов мира.