Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

«Поэзия индустриализма» Альберта Кана

russiantown.com
«Поэзия индустриализма» Альберта Кана

Изучая историю Детройта, стараюсь не пропустить ни одну экскурсию «по еврейским местам» мегаполиса. И где бы ни останавливался автобус, слышал восхищённый голос экскурсовода: «Эта великолепная синагога построена по проекту архитектора Кана… этот огромный завод спроектировал Кан…и этот роскошный особняк выстроил Кан…». - Так кто же такой Кан? - недоумевали не только те, кто недавно приехали из России и бывших советских республик, но даже многие коренные американцы. - В этом городе,- продолжал экскурсовод,- всю свою сознательную жизнь творил один из крупнейших архитекторов ХХ века Альберт Кан.

Cамый старший из восьми детей, Альберт, родился в семье раввина-мечтателя Иосифа в 1869 году в небольшом германском городе Раунэн. Вскоре после рождения первенца семья покинула Германию, и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку, а мальчик уже с детства играл на фортепиано и увлекался рисованием. Когда Альберту исполнилось 11 лет, семья эмигрировала в Америку, в быстрорастущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Так как семейство росло и испытывало большие финансовые трудности, Альберт был вынужден бросить школу и устроиться «мальчиком на побегушках» в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, а затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. И как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал материально помогать родителям, а позже даже оплачивать учёбу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. Возвратившись в 1902 году в Детройт, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом организует собственную проектно- архитектурную компанию «Albert Kahn Associates Incorporated» (АЛА), которая в 1906 году создаёт проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), ставший образцом для строящихся американских автозаводов « Большой Тройки».

10-е-20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. Альберт Кан никогда не забывал о своём происхождении. По его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводились великолепные монументальные здания синагог «Beth El», «Temple Beth El», оригинальнейшая по форме консервативная синагога « Shaarey Zedek». В то же время Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода Форда в Хайленд - Парке (штат Мичиган) - просторного четырёхэтажного здания‚ пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту А. Кана открылся самый большой в мире‚ с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га‚ завод «Форд Руж» в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод в то время стал центром автомобильной промышленности США, одной из вершин мировой индустриальной архитектуры‚ внесшей в американский пейзаж великолепие‚ сделанное руками человека, а также «поэзию индустриализма».

Альберт Кан, являясь прагматичным проектировщиком, всегда добивался завершать все задания вовремя и, что не менее важно, в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который, обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо, поэтому создатель названных и многих других заводов Форда, вошел в некоторые справочные издания как «архитектор Форда».

Эстетика архитектуры Кана принимается на вооружение ведущими архитекторами мира, и, таким образом, эстетические принципы Альберта Кана сформировали индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказала существенное влияние на создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности, о чём впервые подробно рассказал в статье «Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности» редактор журнала «Евро-Экспресс» (Берлин,№50-2004 год), архитектор по образованию Дмитрий Хмельницкий.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая Депрессия, в СССР приехал представитель компании «Форд» и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой «Красный Путиловец» несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами… Советской, отечественной тракторной промышленности до 1930 года не было. А для выполнения курса партии большевиков на индустриализацию и укрепление обороны стране нужна была своя тракторная промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную архитектурно-градостроительную помощь, и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью в два миллиарда долларов. Около дюжины проектов должны были делаться в Детройте, остальные - в СССР.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 г. «Торгово-промышленная газета» писала: « Наша задача — овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры». И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира» под названием "Госпроектстрой». Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан мог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. ВСНХ СССР заключает договор, и фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за образец, и Кану был предложен больший пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолето - строительных – в Краматорске и Томске; автомобильных – в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода и Уральской асбестовой фабрики, теплоэлектростанции в Якутске, станкостроительных заводов в Калуге, Новосибирске и других городах… Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.

Но, эффективное сотрудничество с «Госпроектстроем» американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет: «Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро». В другом письме А. Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось: «Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство». Но несмотря на это проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ – на проект гигантского Челябинского тракторного завода. В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер писал в своей книге «Угроза красной торговли»: «Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков».

Американские проектировщики, конструкторы, инженеры, техники и квалифицированные рабочие сооружали предприятия первого пятилетнего плана СССР. Как в связи с этим не вспомнить письмо министра царского правительства графа Витте, которое он в конце Х!Х века писал Николаю II: «Действительно, какой смысл иностранным государствам давать нам капиталы?.. Зачем создавать своими руками еще более страшного конкурента? Для меня очевидно, что, давая нам капиталы, иностранные государства совершают политическую ошибку, и мое единственное желание, чтобы их слепота длилась как можно дольше». Желание С. Ю. Витте исполнилось в такой мере, в какой он, конечно, не ожидал.

Между 1929 и 1932 годами американская фирма Альберта Кана в СССР  спроектировала от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий, и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией. во Второй мировой войне Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок выпускать танки. А гусеничный трактор «ЧТЗ» сам по себе напоминал… танк. Через 11 лет, к июню 1941 г. в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысяч танков собственного производства…

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и на Украине… В 1932 году «любимый вождь всех народов» решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела, и его сотрудники покинули Москву. Начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР… гитлеровская Германия…Заметим, что в СССР из-за «сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой».. .

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана продолжала успешно творить во многих странах мира. Только в Соединённых Штатах она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект !) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки). К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия как танковый завод «Крайслера» в Детройте и огромный завод бомбардировщиков «Форда». Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из CCCР от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана.

Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего без остатка все силы и талант своей второй родине, Соединённым Штатам Америки, внесено в список великих евреев мира.