Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Дворняги высокого полета

russiantown.com
Дворняги высокого полета

В июне 1961 года в Белый дом прибыл необычный подарок. Пушинка – лохматый беспородный щенок – была прислана по личному приказу Хрущёва и предназначалась для супруги и дочери президента Джона Кеннеди. Порода этого щенка не имела никакого значения: в его родословной значилось кое-что получше. Пушинка являлась «прямым потомком известной космической путешественницы Стрелки» – именно так было сказано в сопроводительном письме. Есть мнения, что подарок служил тонким намёком на первенство СССР в космической гонке, а с другой стороны, способствовал потеплению отношений между сверхдержавами. Но, вероятно, это лишь отголоски мифов, которые в немалом количестве окружали знаменитых собак-космонавтов Белку и Стрелку – первых животных, успешно вернувшихся с орбиты.

Дворовая команда

Космическими знаменитостями мог (и должен был) стать совсем другой собачий экипаж. Белку и Стрелку готовили в качестве дублёров основного состава – Чайки и рыжей Лисички, любимицы конструктора Сергея Королёва. Но Лисичка и Чайка погибли 28 июля в том же 1960 году: их ракета взорвалась почти сразу же после старта. После этого появилась примета, что отправлять в космос рыжих собак – плохой знак.

Четвероногие кандидаты в космонавты были набраны прямо на улицах. Дворняжек за их неприхотливость и адаптируемость предпочли породистым собакам, а самок – самцам (ради удобства устройства ассенизационной системы для них). От потенциальных путешественниц требовались молодость (но не менее, однако, полутора лет), здоровье, дружелюбие, небольшие размеры и малый вес – до семи килограммов. Владимир Яздовский, возглавлявший исследования по медицинскому обеспечению безопасности пилотируемых полётов, вспоминал: «Цвет шерсти – также очень важный признак. Желательно, чтобы шерсть была светлой, это связано с использованием в полёте киносъёмок и телевидения в качестве одного из методов наблюдения за животными. Следует также отметить, что желательно, чтобы животные были гладкошерстными. Длинная шерсть мешает фиксации датчиков, одежды и, кроме того, способствует загрязнению кабины и станка, на котором животное фиксируется». Ну а ещё была желательна некая фотогеничность собачек, ведь следовало подумать о том, что кто-то из них прославится на весь мир.

По сей день «звёздных» собак сопровождают всевозможные домыслы. Интернет заполонила байка о том, что первоначально Белка и Стрелка носили клички Альбина и Маркиза и будто бы переименование было произведено по личной инициативе главнокомандующего РВСН Митрофана Неделина. Мол, нехорошо советским животным иметь иностранные имена! Неизвестно, откуда именно пошла эта история, но правда в том, что во время подготовки собак к орбитальному полёту их действительно переименовывали.

Пару лет назад Институт медико-биологических проблем РАН обнародовал найденную в архиве рабочую тетрадь Олега Газенко. Один из основоположников космической медицины, Олег Георгиевич не просто принимал непосредственное участие в подготовке хвостатых космонавтов: он вёл подробные записи в виде дневника, куда вносил наиболее важные результаты анализов, показатели работы организма животных, схемы расположения датчиков на их телах. На первой странице дневника перечислен состав собачьей команды: Лисичка, Чайка, Сильва, Вильна, Марсиана и Ласка. Собак активно тренируют, приучая к вибрации, шуму, перегрузкам, автоматам кормления, датчикам... Но ни Белки, ни Стрелки в отряде пока нет.

Записи в дневнике Газенко неожиданно прерываются двухдневным молчанием и маленьким засушенным цветком между страниц – в тот день, когда при неудачном старте погиб экипаж Лисички и Чайки... После этого главными действующими лицами записок становятся бывшие дублёры Сильва с Вильной. 13 августа 1960 года, как видно из записей, Вильна получает новое имя – Белка. А Сильва, до этого ставшая Каплей, переименована во второй раз – в Стрелку. С какой целью это делалось? Остаётся лишь предполагать. Возможно, имели место соображения секретности, а возможно, руководствовались тем, что клички будущих знаменитостей должны легко произноситься носителями разных языков. Так или иначе, всему миру суждено было узнать именно Белку и Стрелку.

Поехали!

Городок Томилино расположен к юго-востоку от Москвы. Бронзовые Белка и Стрелка, выполненные в «мультяшном» стиле (чтобы памятник нравился в первую очередь детям), украсили томилинский парк совсем недавно – в 2017 году. А ведь именно здесь, в городке, по слухам, и была поймана на улице эта отважная двойка. Так это или нет, опять-таки, уже не выяснить, но есть и ещё одна солидная причина увековечить собак именно тут. В Томилино работает Научно-производственное предприятие «Звезда», где с 1958 года создавалось оборудование, ключевое для этого запуска и имевшее поворотное значение для всей космонавтики.

Михаил Сумников, заместитель Главного конструктора по космическому оборудованию и снаряжению, рассказал: «Для полёта Белки и Стрелки нашим предприятием было разработано космическое кресло с герметичной кабиной животных ГКЖ-2. Кабина была рассчитана на поддержание жизнедеятельности двух животных в течение 15 суток в полёте и 5 суток после возвращения на Землю – время, предусмотренное для поиска объекта. В кабине размещены автоматы питания, ассенизационные устройства и научно-исследовательская аппаратура. Во время полёта впервые производилось телевизионное наблюдение, позволявшие следить за поведением животных. После приземления производилась автоматическая отцепка животных от тросов, и животное получало возможность занять удобное положение. Данное кресло являлось прототипом кресла Гагарина и служило для отработки принципов возвращения на Землю путём катапультирования из спускаемого аппарата».

Мало кто знает, что с Белкой и Стрелкой летели многочисленные «сопровождающие», оставшиеся безвестными. В катапультируемом контейнере кроме двух собак находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биологические объекты. Вне катапультируемого контейнера, в кабине корабля, были помещены 28 лабораторных мышей и 2 белые крысы.

Полёт продлился 25 часов, за время которых корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Как и предполагалось, из-за перегрузки при взлёте, частота сердечных сокращений и дыхания у собак увеличилась, но быстро пришла в норму. Однако во время четвёртого витка Белка начала вырываться из привязных ремней и лаять, у неё возникла рвота, и эта реакция непосредственно повлияла на дальнейшее решение отправить человека в орбитальный полёт лишь на короткое время.

«Звёздный» путь

Триумфальное возвращение мохнатого экипажа позволило получить уникальные данные о влиянии факторов космического полёта на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов. Словно настоящих «звёзд», космонавток впоследствии ждали пресс-конференции, радио- и телепередачи, фотосессии, встречи в детсадах и школах, на заводах и фабриках. Не поддаётся счёту, скольким собакам их хозяева начали давать клички Белка или Стрелка. В издательстве «Детский мир» вышла книга Юрий Гальперина «Приключения Белки и Стрелки», был снят диафильм для детей на стихи Юрия Яковлева. Портретами космонавток украшали спичечные коробки, упаковки со сладостями, открытки и почтовые марки, Белку и Стрелку воплощали в фарфоровых статуэтках, игрушках и ёлочных украшениях... Автор книги “Soviet Space Dogs” Олеся Туркина пишет: «Из-за строгой секретности, окружавшей космическую программу, признание, которое в конечном счёте принадлежало учёным и инженерам, было полностью перенесено на Белку и Стрелку. Эта секретность также поддерживала стандартную государственную методологию, которая диктовала, что каждое выдающееся достижение принадлежит всему советскому народу, а не отдельным личностям».

Собак зачастую изображали летящими на ракете и одетыми при этом в нарядные скафандры, красный и зелёный. Однако яркие костюмчики путешественниц были «парадной формой», в которой их демонстрировали на пресс-конференции после приземления; для полёта же предназначались совсем другие скафандры, менее эффектные, но функциональные (можно вспомнить похожую историю с космонавтом Алексеем Леоновым, которого изображали во время первого в мире выхода в открытый космос в скафандре самого разного цвета – жёлтого, оранжевого, красного, хотя в действительности костюм был белым).

Сергей Королёв был согласен отпустить человека в космос только после двух новых успешных собачьих полётов. Они состоялись в марте 1961 года. Сначала Чернушка в компании с манекеном по имени Иван Иваныч, внутри которого разместили мышей, морских свинок и разнообразные микроорганизмы, сделала виток вокруг Земли и благополучно приземлилась. Затем слетала Звёздочка (которая, кстати, тоже не избежала смены в процессе подготовки. Изначально собачку звали Удачей, но суеверным космонавтам не слишком нравилась такая кличка, и было решено переименовать Удачу в Звёздочку). Через 17 дней после Звёздочки в космос отправился первый человек...

Принадлежала ли в действительности Юрию Гагарину широко растиражированная фраза, которую он будто произнёс на банкете после возвращения на Землю – фраза «До сих пор не пойму, кто я: первый человек или последняя собака»? Мог ли Гагарин так неоднозначно пошутить? Или же это очередной миф, фольклор, выдумка? Те, кто довольно близко знал Гагарина, подтверждают: в неформальной обстановке – да, вполне мог. Но пока этот момент так и остаётся в копилке неподтверждённых фактов.

Первыми живыми существами, отправленными в суборбиральный полёт, стали плодовые мухи дрозофилы (США, 1947 год).

Эксперименты с полётами собак в космос продолжались с 1951 по 1966 год. Кроме советских в них были задействованы собаки от Китайской Народной Республики – Сяо Бао и Шаньшань.

В 2010 году вышел анимационный фильм «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», ставший первым полнометражным компьютерным фильмом в России с возможностью просмотра в 3D.