Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Последний из титанов: Габриэль Гарсиа Маркес

russiantown.com
Последний из титанов: Габриэль Гарсиа Маркес

Любовь – моя единственная идеология. Всё, что я делаю, что существует вокруг, я могу постигнуть через любовь. Хорошо удаётся то, что делается с любовью. Единственное, о чём я буду жалеть умирая, – что это не от любви.

Габриэль Гарсиа Маркес

Умение и желание любить – такова была его форма жизни, его способ двигаться вперёд, идеология, кредо. Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в городке Аракатака в Колумбии. Несколько лет назад Джастин Вебстер снял полнометражный документальный фильм «Габо» – фильм о том, каково быть Маркесом. Именно как Габо Маркес был известен в странах Латинской Америки. Так звали его друзья. Но каким образом бедный мальчик из крошечного городка на побережье Карибского моря смог стать писателем, завоевавшим сердца миллионов? Как ему удалось изменить наше восприятие реальности? Недоучка, недолго посещавший юридический факультет, стихийный политический журналист, который вырос в бедности на севере Колумбии, он стал писателем, признанным во всём мире, и лауреатом Нобелевской премии 1982 года в области литературы.

Была ли неожиданностью для него Нобелевская премия? Биограф Маркеса, колумбийский писатель и его закадычный друг Хуан Васкес утверждал: «Нет. Он с детства мечтал о ней». Друзья вспоминают, каким бедным и голодным был Габо. Как без предупреждения закрывались газеты, где он служил, и он оказывался между небом и землёй. Об этом же вспоминает и женщина, которую можно назвать его гражданской женой, – как она ушла от него в Париже, так как Габо был не способен содержать её. Потом, уже имея жену и сына, Маркес заперся и принялся писать «Сто лет одиночества». Жена Мерседес поддерживала его. Денег катастрофически не хватало даже на оплату жилья. Маркес пообещал, что оплатит его через полгода, сел и дописал роман. Книга вышла в 1967 году немыслимым тиражом, и Габо погасил долги. Он буквально заворожил читателей всего мира сплавом фантазии и реальности – магическим реализмом. Чилийский поэт Пабло Неруда назвал «Сто лет одиночества» лучшим романом на испанском языке после «Дон Кихота». Книга была переведена на 35 языков.

Как серьёзный прозаик Маркес впервые заявил о себе в 1955 году, написав повесть «Палая листва». С неё и начался цикл произведений о Макондо – городке, погружённом в атмосферу чудес и катастроф. Хронику Макондо продолжили повесть «Полковнику никто не пишет» и роман «Недобрый час». А завершил её уже названный роман «Сто лет одиночества», в котором прослеживается судьба шести поколений обречённого рода Буэндиа. По мнению литературоведов, фразы Маркеса служили «паролем, отделяющих своих от чужих».

Отец Маркеса был фармацевтом. Каждый год в семье рождалось по ребёнку. Родители разъезжали по стране и, чтобы не таскать с собой всех детей, Габо и ещё пару из них они оставили бабушке и дедушке. Впоследствии старики стали главными героями произведений Габо, в частности, история «Полковнику никто не пишет» целиком посвящена тому, как дед всю жизнь ждал, что ему заплатят обещанную пенсию за службу в армии, но так и умер, не дождавшись. Атрибуты их дома кочуют из романа в роман. Известие о смерти деда ошеломило Габо настолько, что он не знал, как это пережить. а когда не стало бабушки, вообще перестал понимать, зачем ему самому жить. Оставалась только память. Он восстанавливает все детали, шорохи и запахи дедова дома, он поклонялся своим воспоминаниям. И то, что к концу жизни у Маркеса начались проблемы именно с памятью, кажется знаком завершения цикла его творений.

Интересны визиты Маркеса на Кубу. Друзья-писатели рассказывали, что Габо был дружен с Фиделем Кастро и это озадачивало многих. Он не был членом компартии, равно как и никакой другой партии; это были настоящие дружеские отношения, и Фидель отдыхал душой с ним. Памятен рассказ Билла Клинтона о том, как Маркес прислал ему свою книгу. Клинтон открыл её и забыл всё, чем намерен был заниматься в этот день, «чего обычно со мной не случалось», как отметил сам президент. Он пригласил Габо в Белый дом, и они прекрасно поговорили – в том числе о Фиделе, о Кубе. Пишут, что Маркес неофициально выполнял роль посредника в переговорах Клинтона и Фиделя Кастро.

Габриэль Гарсиа Маркес оставил нам шесть романов и несколько десятков повестей и рассказов. В последние годы жизни он боролся с тяжёлыми заболеваниями, перенёс несколько операций. Смерть Маркеса в 2014 году, 17 апреля, повергла Колумбию в настоящий шок: великий соотечественник был для жителей страны настоящей иконой. Солидарность с народом Колумбии высказала вся Латинская Америка, для которой Габо стал первым писателем, представившим эту часть Земли в мировой литературе. По мнению Эдварда Радзинского, ушёл последний великий писатель, который был нашим современником: «Ушёл титан, глядя на которого ты понимаешь, как съёжился мир».

Габриэль Гарсиа Маркес о жизни и о себе

Жизнь – это не то, что прожил человек, а то, как он это помнит, чтобы рассказать об этом.

Я не ношу шляпу, чтобы ни перед кем её не снимать.

Невозможно в конце концов не стать тем, кем тебя считают другие.

Нет лекарства, которое способно вылечить то, что может вылечить счастье.

Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.

Легко добытое счастье не может длиться долго.

Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется – ни через неделю, ни через месяц, ни через год.

Никогда не бывает слишком поздно.

Я не знаю никого, кто в той или иной мере не чувствовал себя одиноким.

Единственный способ жить дальше – не давать воспоминаниям терзать себя.

Знание и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны.

Благополучная старость – это умение договориться со своим одиночеством.

Смерть не так страшна сама по себе, как страшно осознание её неизбежности.

Мысли не имеют родителя, они летают над нами, как ангелы.

Главное не в том, что ты не веришь, а в том, что Бог продолжает верить тебе.