Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Обезьянья оспа: пора паниковать?

russiantown.com
Обезьянья оспа: пора паниковать?

Не успели мы пережить одну напасть, как тут же замаячила новая – оспа обезьян. Неужели пора начинать бояться ещё одной пандемии? Попробуем разобраться! Доктор медицинских наук, эпидемиолог Михаил Фаворов поможет нам узнать правду.

– Михаил, откуда взялась оспа обезьян? Это какая-то новая инфекция или она не новая, но малоизвестная?

– Ужасы теперь становятся модными. Обезьянья оспа – это давно известное заболевание, а не какое-то вновь появившееся. Самая большая вспышка, которая случилась вне Африки, была в 2003 году в Соединённых Штатах. Было 76 случаев обезьяньей оспы, но летальности не было. Протекает эта болезнь довольно неприятно: на коже появляются пузыри, они лопаются, на их месте возникают язвы, от которых сохраняются шрамы. Вообще всё, что связано с оспой, вызывает особое внимание, потому что генетически мы «помним», как умирали от натуральной оспы миллионы людей в Средние века.

Обезьянья оспа появлялась и в других местах, но главные её источники – Восточная и Западная части Африки. Там она существует, за ней производится определённое слежение, но сказать, сколько именно случаев там бывает в каждую конкретную вспышку, очень трудно: деревни находятся далеко друг от друга, а медицинского персонала мало.

– А то, что началось сейчас, – это ещё вспышка или уже эпидемия?

– Сегодняшние 736 случаев обезьяньей оспы вне Африки (прим. редакции – на момент интервью) уже говорят об определённом вспышечном характере заболевания. Эпидемия же предполагает некое укоренение, что вот она происходит, она длится, вовлекаются новые группы. Пока, слава богу, мы этого не видим.

– Судя по названию, виновник инфекции – обезьяна. А каких ещё животных надо опасаться?

– Вообще, обезьяна во многом «виновата», мы от неё произошли. Но в целом это тоже игра слов: оспа обезьян была открыта у обезьян. И было обнаружено, что люди могут от них заражаться. Но ещё в 70-е годы было чётко определено, что основным источником этой болезни являются крысы и другие грызуны. Условное название «оспа обезьян» закрепилось, но виновники её, как и большинства других инфекций, – это грызуны. Просто с обезьянами контактируют чаще.

– Какой контакт вы имеете в виду?

– В Африке обезьян ловят и едят! То есть это контакт не респираторный. О респираторном мы отдельно поговорим, респираторный механизм у этой инфекции тоже есть. Но для передачи от «хозяина» к «нехозяину», то есть от животного к человеку, нужен всё-таки более плотный контакт.

– Что общего у оспы обезьян с натуральной оспой, смертельное ли это заболевание?

– Вирусы эти очень схожи. Вакцина от натуральной оспы была создана Эдвардом Дженнером на основе оспы коров (он впервые заметил, что молочницы, которые доили больных оспой коров, сами не заболевали) и стала защищать от оспы человеческой. То же самое и с обезьяньей оспой. То есть все эти три оспы – достаточно близкие между собой вирусы, которые наиболее страшны для своего вида животного (если человека тоже можно назвать животным). Обезьяны погибают от обезьяньей оспы, а люди нет. Пока за эту вспышку известен только один смертельный случай в Нигерии. Правда, тот человек имел целый букет других заболеваний и трудно сказать, от чего именно он умер. То есть обезьянья оспа в основном опасна «косметически», потому что шрамы на лице остаются пожизненно. У Сталина на лице были рытвины от натуральной оспы.

– Вакцинация от натуральной оспы уже не делается, болезнь считается побеждённой. До какого года рождения люди были вакцинированы и спасает ли это их от оспы обезьян?

– Действительно, в Советском Союзе официально вакцинировали людей до 1978 года. Отдельные категории вакцинировали и в 1982-м, и даже в 1984-м. Это были те, кто жил в военных городках, где-то вдоль китайской границы и так далее. Все, кто 1978 года и старше, привиты, и это защищает их от обезьяньей оспы тоже. По крайней мере большинство из них. Особенно это утешительно для пожилых: если ковид особенно свирепствовал в отношении пожилых, то эта болезнь – наоборот. Она «занимается» больше молодёжью.

– Кстати, да, большинство заболевших – молодые мужчины от 20 до 40 лет. Почему это так? И что там с половым путём передачи этого заболевания?

– Заболевание попало в гей-сообщество, был фестиваль сначала в Испании, потом в Шотландии. Это сообщество достаточно плотное, именно поэтому в нём произошла передача заболевания, а не потому что это люди с другой сексуальной ориентацией. То есть дело в общении и тесных контактах, но не непосредственно в половом способе передачи. Может ли обезьянья оспа передаваться половым путём? Может. Но речь идёт о контакте с этими пузырьками на коже.

– То есть опасность несёт близкий контакт с больным?

– Именно близкий контакт. Был очень большой спор о том, передаётся ли оспа обезьян респираторно. Потому что если патоген передаётся респираторным путём, как ковид, то вероятность заражения больших масс людей очень велика. На сегодняшний день можно сказать так: передача респираторно возможна – при определённой длительности контакта. Но главный механизм передачи – контактно-бытовой, то есть контакт либо с больным человеком, либо с его одеждой, на которой могут быть следы жидкости из этих пузырьков. Вирус находится именно в ней. Надо просто соблюдать обычную гигиену и по возможности воздержаться от посещения крупных мероприятий, куда могут попасть больные.

– А не будем ли мы снова носить маски, возвращать самоизоляцию и прочие ограничения?

– Обязательно будем, но с чем-то другим, не с оспой обезьян. Население растёт, климат меняется. Тот же Билл Гейтс говорит, что в течение двадцати лет будет ещё более серьёзная пандемия. Я, наоборот, всегда стараюсь успокоить людей, потому что все начнут бояться уже сегодня и качество жизни упадёт у людей сегодня. Никаких доказательств его слов нет, но идея правильная: если изменяется окружающая среда, то есть вероятность, что вирусы, существующие у животных, могут «перескочить» на человека. Но говорить, что это будет в течение ближайших двадцати лет – я с этим категорически не согласен.

– А как лечат обезьянью оспу?

– Лечат её симптоматично, потому что она редко даёт тяжёлые случаи. Смазывают пузырьки. Хотя, если она начинает протекать тяжело, есть противовирусные препараты, разработанные для натуральной оспы. Ухудшение не происходит так стремительно, как при ковиде: в данном случае вы видите, что появляется больше высыпаний, состояние человека ухудшается, и тогда нужны противовирусные препараты. Они не лежат в аптеках, их никто не использует в обычной жизни, поэтому это уже вопрос доступности. А также есть вакцина от натуральной оспы, её запас рассчитан на неожиданную вспышку – кстати, была такая вспышка в Великобритании, четыре человека умерло – там натуральную оспу случайно выпустили из лаборатории, как джинна из бутылки. Так что вакцина от неё всегда есть. А сам вирус натуральной оспы сейчас хранится в двух местах – в Атланте в подвалах CDC и в аналогичном учреждении в Новосибирске – в «Векторе». И там, и там он хранится, что называется, за семью засовами. Если не дай бог новая вспышка натуральной оспы, на этот случай есть вакцина. Но этого не будет. А обезьянья оспа с точки зрения заражения малоэффективна.

– То есть пугаться и ждать новой пандемии не нужно?

– Пугаться не нужно. Такая вспышка, как сейчас, только укрепляет систему слежения. О болезни и стало известно так рано именно благодаря системе слежения, укреплению которой поспособствовал ковид. При всём своём ужасе ковид сыграл определённую роль в развитии защитных механизмов. Не думаю, что нас пугают обезьяньей оспой целенаправленно. Просто, как говорится, хороших новостей не бывает, а все хотят, чтобы читали именно их, поэтому идёт такая большая кампания вокруг этой оспы. Ну и вообще, тема благодатная: и особое сообщество, и особая болезнь, приехавшая из Африки...

– А не связано ли появление этой темы именно сейчас с тем, что пандемия COVID-19 фактически сошла на нет?

– Я не думаю, что дело в этом. Случаи обезьяньей оспы настолько очевидны и хорошо диагностируются, что тут нет пространства для манипуляций. Я считаю, что просто хорошо сработала система слежения.

– Вы упомянули, как Дженнер создал вакцину от оспы. Это было в 1796 году, и целых два века понадобилось, чтобы оспу победить. Два века – это много или мало?

– Это не очень много, потому что есть страны Африки, Пакистан, Афганистан и другие, где очень плохо с общественным здравоохранением. Даже в Индии, где я работал, всего 50 процентов привитых. Общественное здравоохранение требует серьёзных финансовых вложений. Оно занимается тем, чтобы предотвратить болезни, которых ещё нет, а во многих странах объяснить это очень трудно: зачем давать деньги на то, чего нет? В странах, где военный бюджет важнее, не хватает на здравоохранение. Это вопрос финансов и понимания.

В любом случае, отправляясь в поездку в такую страну, необходимо иметь все прививки. Если вы поедете, не подготовившись, то можете пострадать сами и послужить источником проблем для других. Будем думать о других, думая о себе.

Вспышка обезьяньей оспы 2003 года в США была вызвана контактом ребёнка с луговой собачкой (prairie dog) из зоомагазина. Этот грызун, напоминающий сурка, совсем не похож на собаку. Животное подхватило вирус от завезённых гамбийских хомяковых крыс