Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

«И не знала я, что я поэт»: непонятная Марина Цветаева

russiantown.com
«И не знала я, что я поэт»: непонятная Марина Цветаева

130 лет назад в Москве в семье профессора-филолога и пианистки родилась замечательная поэтесса Марина Цветаева. По воспоминаниям современников, Марина Ивановна была близорука, но взгляд её «глаз ночной птицы, ослеплённой дневным светом» запоминался надолго.

У Марины была привычка садиться вполоборота к присутствующим. Возможно, ей казалось, что в профиль она выглядит значительнее. Возможно, её даже раздражала округлость собственного лица, «младенческий овал». Она мало ела, изнуряла себя худобой. Стремилась придать некоторую аскетичность своему облику. Стриглась, закрывая щёки волосами. Курила папиросу за папиросой. Очки выбросила. Заставляла себя не сутулиться, держаться прямо. Говорила стремительно, не заканчивала фразу и перескакивала на другую, думая, должно быть, что высказала уже всё до конца.

«Состояние творчества – это состояние наваждения», – писала Цветаева. Девизом её жизни было быть самой собой, не зависеть от времени и окружения. Поэт-новатор, воплотивший в слове поиск истины, мастер уникальной лирической силы с редким даром искренности – всё это Марина Цветаева.

Писала она не только на русском, но и на французском и немецком. Зимой 1910–1911 гг. поэт Максимилиан Волошин пригласил Марину и её сестру Анастасию провести лето в Коктебеле, где Марина познакомилась с Сергеем Эфроном. В Сергее Цветаева увидела воплощённый идеал благородства, рыцарства и вместе с тем некую беззащитность. Любовь к Эфрону стала для неё и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой взрослой жизни и как обретение счастья.

В январе 1912 года они обвенчались. Во время Гражданской войны Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нём никаких известий. В Москве она и дети с трудом сводили концы с концами. В начале зимы 1919 года Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжёлом состоянии девочек и забрала домой старшую, Ариадну, к которой была очень привязана. В начале 1920 года младшая, Ирина, умерла от голода. Череа два года Марина и Ариадна приехали в Берлин, а затем перебрались к Эфрону, который бежал в Чехию.

В 1925-м году у них родился долгожданный сын Георгий (ему дали домашнее имя Мур). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына потом воспринималось повзрослевшим Муром отчуждённо и эгоистично. Вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери. Цветаева искренне верила, что своей верностью она спасла жизнь Сергея Эфрона, но семейная жизнь оказалась очень непростой. Неустроенный быт стал для Марины настоящим испытанием. Необходимо было стирать, готовить, выискивать на рынке дешёвую еду, латать прохудившуюся одежду. «Живу домашней жизнью, которую люблю и ненавижу», – писала она.

Но это было лишь начало. В Чехии она пережила страстную и мучительную любовь к другу Сергея, Константину Родзевичу. Радостный, уверенный, земной Родзевич покорил Цветаеву, увидев в ней не поэта, а просто женщину. Он, по-видимому, мало понимал её стихи, не стремился быть тоньше и значительнее, чем был на самом деле, и всегда оставался собой. Ему посвящена одна из самых пронзительных поэм Цветаевой, «Поэма конца». Были и другие увлечения. Эфрон тяжело переносил увлечения жены, для него стали настоящей пыткой её метания, её раздражение, отчуждение. Они слишком срослись, слишком многое было пережито, слишком одиноки они были в мире, чтобы он мог её оставить. Но и жить с неуравновешенной, не умевшей лгать, преувеличенно всё воспринимавшей талантливой поэтессой становилось всё труднее.

Чаша весов при решающем выборе Цветаевой всё-таки качнулась в сторону Эфрона. Она смогла отойти от Родзевича, но отношения с Сергеем никогда уже не стали прежними. Были у Цветаевой были и другие романы – больше, правда, в мечтах и письмах. Она просто не могла жить, не заполняя душу кумирами и восхищением. Очарованность тем или иным человеком ей нужна была так же, как еда или сон. Подобной историей была, в частности, её юношеская влюблённость в Софью Парнок (ещё в России, до ухода Сергея на фронт). Материнская забота, нежность и внезапно вспыхнувшее чувство к достаточно взбалмошной молодой особе отражено в цикле стихов «Подруга»:

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? Чья победа?

Кто побеждён?

Переезд во Францию с семейством не облегчил жизнь Цветаевой. Сергей Эфрон, непрактичный и неприспособленный к тяготам эмигрантской жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую сильно правили её тексты. Во второй половине 1930-х она испытала глубокий творческий кризис, произошёл тяжёлый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 года Сергей Эфрон оказался причастен к похищению генерала Миллера, одного из лидеров белого движения, и к убийству бывшего агента советских спецслужб, решившего остаться во Франции. Эфрону пришлось скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже с сыном.

Но желание Цветаевой воссоединиться с мужем и дочерью стало причиной того, что в 1939 году она вместе с сыном вернулась на родину. Первое время они все вместе жили на государственной даче, предоставленной Эфрону. Однако вскоре и мужа, и дочь арестовали. После этого Цветаеву изгнали практически отовсюду. Функционеры Союза писателей отвернулись от неё как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею сборник стихов не напечатали. Денег катастрофически не хватало.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. Здесь работы тоже не было, и у неё произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал её в их тягостном положении. А 1 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась...

Любое самоубийство – это тайна, замешанная на боли. На сегодняшний момент существует три основных версии самоубийства Цветаевой. Первая была выдвинута её сестрой и растиражирована. Согласно ей, Марина Цветаева ушла из жизни, желая спасти или по крайней мере облегчить участь своего сына. Убедившись, что сама уже не может ему помочь и, более того, мешает прилипшей к ней репутацией «белогвардейки», она приняла роковое решение, лелея надежду, что без неё Муру скорее помогут. Другую версию аргументировала исследователь Мария Белкина. С одной стороны, она утверждала, что к уходу из жизни Цветаева была давно готова, о чём свидетельствовало множество её стихотворений и дневниковых записей. С другой стороны, Белкина отметила ещё один мотив – душевное нездоровье Цветаевой, обострившееся с начала войны. Третья версия, самая неправдоподобная, по мнению большинства критиков, принадлежала писателю Кириллу Хенкину. Он утверждал, что Марину неоднократно вызывали в НКВД и предлагали «помогать». «Во мне уязвлена, окровавлена самая сильная моя страсть: справедливость», – записала она в своей тетради.

При жизни должного признания Цветаева не получила. С социалистическим идеалами она была несовместима. Не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры. Возрождение Цветаевой началось в 60–70 годы, однако многочисленные легенды громоздились вокруг её сложной, мучительной и трагической биографии.

Сегодня Марина Цветаева по праву признана одним из великих русских поэтов двадцатого столетия. Циклы своих стихотворений поэтесса посвятила Пушкину, Блоку, Есенину, Ахматовой, Москве, сыну и дочери, мифическим и литературным героям. О человеческих ощущениях и чувствах Цветаева пишет тонко и нежно.

«Мне нравится, что вы больны не мной» – одно из самых известных стихотворений Цветаевой. Оно прославилось благодаря фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Мелодичные строки были положены на музыку композитором Таривердиевым и вложены в уста главной героини. Долгие годы биографы Цветаевой пытались понять, кому же поэтесса посвятила сталь проникновенные и не лишённые грусти слова. Ответ на этот вопрос лишь в 1980 году дала сестра поэтессы Анастасия, рассказавшая, что это яркое стихотворение было посвящено Маврикию Минцу. Анастасия вспоминала, что Маврикий появился на пороге её дома с письмом от их общих знакомых и провёл в гостях почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и на жизнь в целом удивительным образом совпали. Поэтому вскоре Минц сделал Анастасии предложение. С Мариной же он познакомился позже, и она произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина. Взаимная симпатия не переросла в любовь, так как Маврикий уже был обручён с Анастасией.

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» стало своеобразным ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблён в семействе. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина поставила точку в этой пикантной истории. Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что её сестра попросту проявила благородство.

Интересные факты.

Марину Цветаеву отчислили из нескольких гимназий за дерзкое поведение и излишнюю свободу высказываний.

Цветаева никогда не пользовалась кометикой, потому что считала, что «всякий дурак подумает, что это для него накрасилась».