Слушайте радио Русский Город!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русской
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русской
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Голубые танцовщицы: 5 невероятных фактов о картине

Автор: Оксана Копенкина

Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде

Эдгар Дега

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях. Он изображал их в момент триумфа. Или уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты. Но картина «Голубые танцовщицы» похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ, как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью. Это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они «съедают» цвет. Действительно, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет. Приятель Дега, итальянский художник Чиалива, разработал секретный состав, который позволял сохранить цвет почти в первозданном виде и значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. В конце концов Чиалива унёс свой секрет с собой в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и чёрно-белыми. Художник говорил, что, будь его воля, он рисовал бы только углем. Но – «все наседают, требуют цвета». Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а чёрно-белых. Как, например, на рисунке «Восхищение Вирджинией».

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? В действительности деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, внизу картины, наклонилась к пуантам. Две другие поправляют бретели платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся полная иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разных девушки. Это одна и та жк танцовщица, запечатлённая в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков. На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края. Не все танцовщицы «поместились в кадр», у двух из «усечены» макушки, как будто снимок был сделан без подготовки, а девушки и вовсе не заметили, что их снимают. Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц – у зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за моющейся женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам, а к своим моделям – тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную. Так, на полотне «Две балетные танцовщицы» изображены девушки не в самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье, а у неё недовольное, насупленное лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет?

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям – на сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру «Призрак Оперы» или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда, на лодке проплыть по этому «озеру» не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5: он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы, судя по табличке на её двери.

Талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. «Голубые танцовщицы» были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи, он считался отшельником, редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Художник мог управлять ею из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.