Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Художник-хамелеон

russiantown.com
Художник-хамелеон

Если вы увидите ранние и поздние работы художника из Франции Джеймса Тиссо, вы сильно удивитесь. Я сама несколько раз перепроверила, действительно ли это работы одного и того же человека.

Тиссо – художник-хамелеон. Не такой, конечно, «разноцветный», как Пикассо, который за свою жизнь сменил множество стилей и направлений. Тиссо мутировал лишь однажды, но эта мутация была полномасштабной. Это как если бы Клод Моне за одну ночь превратился в Мунка: вчера маковые поля, а наутро – перекорёженные ужасом лица. У человека должно кардинально перевернуться сознание, чтобы он начал такое писать...

Ранний Тиссо

Джеймс Тиссо славился своими изображениями красоток в элегантных нарядах в окружении пышной природы и маленьких собачек. По его картинам можно буквально изучать моду XIX века: пышные юбки, эффектные шляпки, банты и рюши! Эти работы можно смело использовать как пособие для создания костюмов к сериалу, действие которого происходит в ту эпоху.

Но Тиссо был не просто салонным художником. Он стремился идти в ногу со временем. Дружил с импрессионистами, тесно общался с Клодом Моне и Ренуаром. А некоторые его работы и вовсе похожи своими мотивами на картины коллег-импрессионистов. У Тиссо есть работа «Подружка невесты» – она чем-то напоминает «Зонтики» Ренуара. Тиссо так же «останавливает мгновение», когда героини кго полотен что-то шепчут соседке или подносят ножку к камину для обогрева, как на картине «Дымоход».

После подавления Парижской коммуны во Франции Тиссо был вынужден уехать в Англию. Он сочувствовал оппозиции, и за это его могли привлечь.

В Англии художника ждал оглушительный успех. Его умение показать красивую, наполненную хорошим вкусом жизнь буржуа приводила к нему массу клиентов. Англичане до сих пор считают Тиссо своим художником, гордятся им и любят его творчество. И даже размещают репродукции его работ на пачках популярной марки чая.

И вдруг... всё это резко исчезает.

Живописная трансформация

Нет-нет, художник не умирает. Но в его жизни произошло событие, которое перечеркнуло всё.

Несколько лет он ничего не пишет. А потом появляются совсем другие работы. Ещё буквально вчера были кокетки в огромных шляпах, а сегодня – мальчик у колодца и его ангел-хранитель.

Вместо праздной жизни – библейские сюжеты. Вместо цветущих садов – каменистые равнины. Вместо пышных юбок – восточные, непривычные для англичан одеяния. А главное, его работы теперь несут совсем иные эмоции. Легкомыслие и радость сменились обволакивающей грустью и ощущением душевного надрыва.

Тут уж ясно: произошло что-то ужасное. Не может человек вот так просто переключиться с барышень с их бесчисленными оборками и зонтиками на плачущего Христа. Только человек, переживший сильнейшее горе, мог написать, как Христос смотрит на нас с креста или как ангелы прикасаются к Иисусу.

Трагедия в жизни Тиссо

За десять лет до этих невероятных работ художник без памяти влюбился. Очаровательная ирландка Кэтлин Ньютон ответила ему взаимностью. Она была для него ангелом во плоти. Он, ни секунды не сомневаясь, променял свою холостяцкую разгульную жизнь на тихие семейные вечера. Она стала его главной музой и моделью. Именно Кэтлин мы видим чаще всего на его «открыточных» картинах.

Но через шесть лет брака она отравилась, не дав супругу даже возможности попрощаться с ней. Кэтлин не было и тридцати. Она больше не в силах была терпеть физические страдания, вызванные затяжным туберкулёзом.

Тиссо просидел у её гроба четыре дня. Он страдал. Он не мог смириться с её смертью. Живопись была заброшена, несмотря на оглушительный успех у публики.

Сначала его бросало в крайности. Художник начал посещать модные тогда спиритические сеансы в надежде пообщаться с любимой. Он не мог вот так её отпустить! Но потом он уехал в Палестину и начал писать там свой цикл работ на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. И вот на его картинах та земля, по которой ходил Христос. Те люди, чьи предки жили рядом с Иисусом.

Это было переживание беды через веру, через создание чего-то уникального и неповторимого. Без горя не было бы этих удивительных шедевров.

Оксана Копенкина,

арт-аналитик, создатель проекта «Дневник живописи»

arts-dnevnik.ru