Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Практическая телепатия: сможем ли мы читать мысли друг друга?

russiantown.com
Практическая телепатия: сможем ли мы читать мысли друг друга?

1875 год. Ричард Кейтон предполагает возможность улавливания сигналов мозга.

1882 год. Термин «телепатия» впервые употреблён филологом Фредериком Майерсом.

1973 год. Пол Лотербур описывает метод магнитно-резонансной томографии.

2009 год. Испытание первого нейроимпланта для перевода мыслей в текст.

2020 год. Компания Илона Маска Neuralink продемонстрировала чип, вживлённый напрямую в мозг свиньи.

Мысли – это нечто моментальное и неуловимое. Они бывают умными и не очень. Они исчезают так же внезапно, как и появляются, или наоборот – никак не избавишься от одной назойливой мыслишки. Мы прячем свои мысли от других и мечтаем научиться читать чужие... Вот, собственно, и всё, что мы знаем сегодня о наших мыслях.

«У меня есть мысль, и я её думаю», – говорил герой мультфильма, мудрый удав. Несмотря на индивидуальные различия в строении мозга у разных людей, обдумывание чего-то одинакового вызывает реакцию в одних и тех же его участках. Как же распознать, какие именно процессы при этом происходят? Разгадка могла бы стать бы ключом от тайного ящичка с чужими думами.

Наш мозг напоминает передатчик, а мысли разносятся посредством электрических сигналов и электромагнитных волн. Но эти сигналы очень слабы и очень запутанны. Поймать их можно попытаться лишь с помощью специально созданных устройств: у человека для этой цели встроенной «антенны» нет.

Заглянуть в работающий мозг позволили методы томографии – позитронно-эмиссионной и магнитно-резонансной. В первом варианте в кровь вводят радиоактивный сахар, который концентрируется в активных участках мозга и испускает позитроны, которые регистрирует прибор. При магнитно-резонансной томографии (МРТ) голову пациента помещают в мощное магнитное поле и отслеживают мозговой кровоток; там, где идет процесс мышления, больше крови, насыщенной кислородом. Аппарат для функциональной МРТ даже называют идеальным инструментом для отслеживания характера мыслей: очень быстро, за доли секунды он исследует участок мозга размером всего в миллиметр. Но всё же поймать отдельную мысль ему не под силу.

Сейчас учёные сошлись на том, что даже простейшая мыслительная работа задействует миллионы нейронов одновременно. Электрическая активность словно мечется по всему объёму мозга, и это сильно усложняет дело. Получается самая настоящая мешанина. Сигнал от одного нейрона в этом шуме не распознать, так что пока остаётся делать попытки идентифицировать лишь картину, связанную с определёнными словами. Попробовать составить этакий словарь мыслей.

Словарь мыслей можно сопоставить потом с нейронной картой. Есть идея создания трёхмерной карты с отображением точного положения всех нейронов в мозге и всех связей между ними. Если учесть, что нанести на эту карту придётся около ста миллиардов нейронов, каждый из которых связан с тысячами других, даже представить страшно объём работ. Но в 2006 году в Алленовском институте сумели создать нейронную карту мозга мыши. Глядишь, и до человека дойдёт, а там останется лишь «загнать» в компьютерную базу данные с карты и данные из словаря, а уж компьютер сам сопоставит их и проанализирует...

Вы спросите: и это телепатия? Составлять на каждого нейронные карты, а томограф, весящий несколько тонн, возить с собой и засовывать в него человека с головой? Но не всё так жутко. Уже есть идеи по созданию миниатюрных томографов, как например, предложили физики Игорь Савуков и Майкл Ромалис из Принстона. Громадные магниты можно заменить сверхчувствительными атомными магнитометрами. Такие ручные МРТ-аппараты можно будет подключать хоть к ноутбуку, хоть к смартфону с программой-распознавателем.

русские знакомства

Чтобы узнавать мысли, но не возиться с расшифровкой сигналов, есть ещё один путь. Но он более сложный и более революционный. Считывать информацию из мозга напрямую, то есть подключиться прямо к нейронам – с помощью нейроимпланта. Да, это задача неизмеримой сложности. Но уже есть любопытные разработки, первой из которых стал чип, созданный в Бостонском университете под руководством Фрэнка Гюнтера. В качестве испытуемого её протестировал больной, который полностью потерял способность двигаться, но сохранил сознание. В его мозг имплантировали электрод, со временем нейроны проросли внутрь и спустя три года электрод постепенно «научился» усиливать их активность и, превращая её в радиосигнал, передавать приемному устройству на голове пациента (будь человек здоровым, команда произнести звук отдавалась бы мышцам языка, челюстей и гортани). В данном же случае роль этих мышц берёт на себя компьютер. В итоге программа-декодер озвучивает сигналы нейронов (к сожалению, пока это никакая не речь, а только несколько гласных звуков; но ведь получается, что больной уже позволил компьютеру угадать мысли!).

В настоящее время ведутся разработки имплантов, способных заменить функциональность поврежденных участков мозга, заполнить собой пустоты после удаления злокачественных опухолей, подавлять симптомы депрессии и других заболеваний.

Если не мысли как таковые, то бессознательные желания и предпочтения сейчас начали активно изучать с целью повышения продаж разного рода товаров. Нейромаркетинг – так называется новое направление маркетинговых исследований. Один из его родоначальников – Рид Монтегю, профессор Медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне. Путь к сердцу потребителя ищут через изучение теми же МРТ-способами эмоциональных реакций человека на рекламные стимулы. Исследования подтвердили: выбор в пользу того или иного продукта делается не столько разумом, сколько чувством, и если томограф фиксирует положительный эмоциональный отклик испытуемых при упоминании, например, кока-колы, значит, продажи пойдут. Считается, что такая маркетинговая информация более достоверна, но аппаратные исследования пока очень дороги.

Если предположить, что техническую телепатию удастся реализовать, сразу появляется другая проблема. Как читать мысли на разных языках? В фантастике даже инопланетяне телепатически общаются с людьми, но мы вряд ли поймём мысли испанца или араба без знания языка.

И перейдём к проблеме номер три. Кто может быть могущественнее умеющего читать мысли? Только умеющий проникать в чужие мысли! Изобретение способа проецировать собственную информацию в голову стало бы поистине великим и пугающим открытием. Нейробиологи знают: повреждение левой височной доли может вызвать дезориентацию левой половины мозга, и тогда сигналы от правой половины начинают восприниматься как посторонние «голоса», послания духов или инопланетян. Если направить радиоволны в определённые участки мозга человека, отвечающие за определенные функциями, теоретически можно этими функциями управлять извне. Страшно подумать, что это означает – полный контроль над эмоциями, чувствами, мечтами, стремлениями, убеждениями... Пожалуй, хорошо, что наша карта мозга настолько сложна и даже вероятность её расшифровки не очевидна.

Очевидно, в общем, одно: телепатия как таковая, «мозг в мозг», без сложнейших аппаратов – неосуществима. А вот приборчик для улавливания настроения, намерений, эмоциональных реакций может быть создан, и вполне скоро.

Даже примитивный «мыслеразговорник», появившись, изменит многое в жизни людей. Глухонемые смогут свободно общаться, мы будем понимать желания тяжелобольных, парализованных, а также малышей, ещё не умеющих говорить, и, возможно, даже животных. Но если вы не хотите, чтобы в ваши тайны проникал кто-то другой, придётся разрабатывать некий антителепатический блокировщик! Ведь терять право на частную жизнь и собственные мысли как-то не хочется.