Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Зачем разбираться в живописи, или Три истории о несостоявшихся богачах

russiantown.com
Зачем разбираться в живописи, или Три истории о несостоявшихся богачах

Картины могут приносить нам эстетическое удовольствие. Они могут заставить нас задуматься о жизни. Могут просто гармонично вписаться в интерьер. Мы можем восхититься реалистичностью изображения. Можем долго думать, что хотел изобразить художник.

Ещё картины могут сделать нас богатыми. Ведь если вы разбираетесь в живописи, у вас может быть развито чутьё на будущий шедевр. Тогда вы не пройдёте мимо картины, которая однажды принесёт вам серьёзные дивиденды.

Однако далеко не все таким чутьём обладают. Вот лишь три реальных истории, когда люди не разглядели «мешок с золотом» у себя под носом.

Картина Ван Гога, прикрывающая дыру в курятнике

В последний год жизни Винсент Ван Гог познакомился с доктором Феликсом Реем. Тот помогал художнику справляться с нервными приступами. Даже попытался пришить ему отрезанное ухо, правда, сделать это так и не удалось: его слишком долго доставляли. Ведь Ван Гога в больницу привезли без уха: он отдал его проститутке со словами «Это может вам пригодиться» – всё-таки был не в себе.

В благодарность за помощь Ван Гог написал портрет своего спасителя. Говорят, доктор на портрете вышел похожим на оригинал. Несмотря на это, он подарок не оценил, ведь картина была слишком необычной для того времени. К тому же доктор был слишком далёк от искусства. В результате он забросил портрет на чердак. А потом кто-то из домочадцев доктора приспособил его в хозяйстве – прикрыл им дыру в курятнике.

Именно там его и нашёл один из арт-дилеров. Он поехал по следам Ван Гога и обнаружил портрет во дворе доктора. Картину отдали за 100 франков. Через несколько лет её приобрёл русский коллекционер Сергей Щукин. Предположительно за 30 тысяч франков. Интересно, узнал ли об этом доктор Рей?

Картина Клода Моне на чердаке

Клод Моне прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он дожил до своего триумфа и признания. Однако до его 40-летия его картины в стиле импрессионизма вызывали недоумение и даже смех. К тому же он женился на девушке не из своего круга, за что отец лишил его содержания.

И вот около 10 лет Моне метался между двух огней. То уступит отцу и бросит жену Камиллу с сыном. То вернётся к жене и ребёнку, чтобы жить впроголодь. Потому что его картины никто не покупал.

Однажды Моне был вынужден с семьёй выехать из очередного отеля в Аржантее. Случилось это в 1878 году. Денег на уплату долга за жильё не было. Тогда Моне оставил владельцу отеля картину «Завтрак на траве». Её он написал в 1866 году, писал специально для Парижского салона (главной художественной выставки континентальной Европы). Чтобы поразить публику и жюри выставки, задумал Моне полотно поистине огромным, 4 на 6 метров. Однако свои силы не рассчитал. За несколько дней до выставки он решил, что уже не успеет её довести до нужного ему качества. Так картина и не попала на выставку.

И вот владельцу отеля досталось это огромное полотно. Он не счёл его ценным. Свернул и отнёс на чердак.

Через шесть лет, когда положение Моне выправилось, он вернулся в тот отель. Картина была уже в плачевном состоянии. Часть её покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. Сейчас уцелевшие части картины хранятся в Париже, в музее д’Орсе.

Только предварительный этюд меньших размеров (сейчас он хранится в Пушкинском музее в Москве) позволяет представить, как бы выглядело одно из самых интересных полотен Моне.

Владелец отеля мог бы оставить себе картину и продать её за несколько тысяч франков. Достаточно было навести справки и понять, что работы художника начали хорошо продаваться. Увы, и владелец отеля упустил свой шанс.

Но с ним не сравнится герой следующей истории...

Картины Тулуз-Лотрека в качестве половых тряпок

Художник Тулуз-Лотрек родился с генетической аномалией. Его кости были очень хрупкими. Несколько неудачных переломов в подростковом возрасте окончательно остановили в росте его ноги. Только живопись позволяла ему реализовываться. Но взрывной темперамент и природная амбициозность никак не сочетались с физической немощностью. В результате он занимался саморазрушением. Много пил, вёл беспорядочную сексуальную жизнь. Даже его друзья не всегда могли понять смысл его поступков.

В 1897 году, в очередной раз разочаровавшись в жизни, Тулуз-Лотрек почувствовал безразличие к живописи. Когда он съехал с очередной квартиры-мастерской, то оставил консьержу все свои работы, которые там хранились. 87 работ!

Консьерж мог бы стать очень богатым. Но он отдал 30 работ следующему квартиранту, доктору Бийяру. Остальные работы тоже растерял: он обменивал их на бокалы вина в местных трактирах.

Казалось бы, доктор должен был понять, какое сокровище ему досталось. Ещё при жизни Тулуз-Лотрек был достаточно известен, особенно своими знаменитыми афишами для кабаре, которые висели по всему городу. Вокруг них собирались толпы зевак, так что имя Тулуз-Лотрека было на слуху. Но нет, доктор беспечно позволил своей горничной распоряжаться картинами. Она разжигала камин подрамниками. Холсты же пошли на тряпки. Оставшейся частью картин она затыкала щели в своём домике.

В результате выжила только одна картина. Почему-то доктор её оставил. Но и её он лишился наиглупейшим образом. Об этом он сам впоследствии признался журналистам: «Один мой Тулуз-Лотрек, единственно выживший из тридцати, я обменял на мазню ценой в сорок су, был в дальнейшем продан за восемь тысяч франков».

Оксана Копенкина,

арт-аналитик, создатель проекта «Дневник дивописи»

arts-dnevnik.ru