Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Первая феминистка

russiantown.com
Первая феминистка

И зачем, казалось бы, этой женщине феминизм? Жила она более трёх тысяч лет назад, и не за равноправие женщин она боролась (в Древнем Египте с гендерным равноправием всё было в порядке) – она боролась за власть. И делала это очень умно, в пределах правил, традиций и законов.

Ещё в 3000-х годах до нашей эры Верхний и Нижний Египет были объединены в одно государство и началась долгая история Египта. Это уже было государство с высокоразвитой наукой, экономикой, ремёслами, архитектурой – до сих пор нет даже единого мнения о том, как сооружались великие пирамиды в Гизе, как удалось настолько точно сориентировать их по странам света, потому что не всякие современные астрономические приборы позволяют это сделать.

В долгой истории Египта случалось многое. В 1700-х годах до нашей эры страну на две сотни лет завоевали гиксосы. С 1550-х годов, после изгнания гиксосов под руководством Фив, начинается период Нового царства (1570–1069 гг. до н. э.), и начинается он с XVIII династии, к которой и относится наша героиня – царица Хатшепсут.

Родилась Хатшепсут в 1508 году до н. э. – однако можно встретить и другую дату, на несколько лет отличающуюся – и была внучкой первого фараона Нового царства Яхмоса I, дочерью его сына Тутмоса I и его главной жены Яхмес. По праву рождения она ещё при жизни отца стала верховной жрицей бога Амона и носила титул супруги бога. Так что после Тутмоса I она тоже претендендовала на престол, тем более что в последних надписях Тутмос I именовал её наследницей короны. Но этого не случилось – возможно, сработали какие-то дворцовые интриги. Фараоном стал её сводный брат Тутмос II. А Хатшепсут сделалась его женой (позволительная вещь в Древнем Египте).

Правление Тутмоса II, слабого и жестокого правителя, продолжалось всего четыре года. От Тутмоса II у Хатшепсут осталась дочь Нефру-ра, но от другой жены у него рос сын Тутмос III, который и был объявлен новым царём. При 12-летнем Тутмосе III Хатшепсут провозгласили регентом. Тутмосу III был выгоден брак с дочерью Хатшепсут, но женщина пока не торопилась с этим.

Без всяких заговоров и переворотов Хатшепсут устроила много реформ, выгодных различным слоям общества. Она выдала значительные суммы в качестве «ипотеки» людям, занятым сельским хозяйством: после нашествия гиксосов это позволило оживить хозяйство, восстановить оросительные сооружения. Хатшепсут ощутимо увеличила и усилила армию, что тоже добавило ей сторонников. Оживление производства добавило работы и заработка писцам. Очень выросли объёмы храмового строительства и восстановления разрушенных при гиксосах строений. И если сначала её финансовые мероприятия воспринимались с неодобрением, то скоро выяснилось, что всем стало лучше под управлением Хатшепсут. И саму Хатшепсут жрецы «повысили» в ранге; по новой легенде, она стала дочерью бога Амона, ведь он «обратился» в Тутмоса I и зачал её. К тому же Хатшепсут выдала свою дочь Нефру-ра за Тутмоса III, то есть стала одновременно и мачехой, и тёщей фараона.

Обретя поддержку, Хатшепсут была объявлена-таки пятым фараоном XVIII династии периода Нового царства – женщиной-фараоном. Правда, при этом понадобилось внести некоторые перемены в тогдашние «средства массовой информации», функцию которых в Египте выполняли монументальная скульптура и рельефы на стенах. Если первые памятники изображали Хатшепсут как женщину, то после коронации она сначала изображалась в мужской одежде, а затем и с накладной бородой. Но вот имя своё она оставила (в XIX веке это окажется очень кстати, но к этому мы ещё вернёмся).

Египет при Хатшепсут процветал и, может быть, сильнее всего этот расцвет проявился в строительстве. В храме в Карнаке два 30-метровых обелиска вытесаны из одного куска гранита за 7 месяцев с обращением царицы к потомкам: «Моё сердце волнуется о том, что скажет народ про оставленные мной творения через много лет». В гранитном карьере в Асуане остался ещё один обелиск высотой 42 метра и массой 1200 тонн – ничего подобного в практике строительства обелисков прежде не было.

Всего называют почти сотню строительных объектов времени правления Хатшепсут – либо восстановленных после нашествия гиксосов, либо заново построенных. Но самое роскошное сооружение – это заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Вытесанный в скале, он смотрится как часть этой скалы, раскинувшей вдруг широкую колоннаду поклоняющимся. Три яруса храма изящно связаны пандусами, объединяющими все три уровня сооружения. У верхней фронтальной колоннады на страже стоят осирические статуи царицы-фараона, а вдоль нижней дороги шириной 40 метров, ведущей к храму от берега Нила, были установлены сфинксы с головой Хатшепсут. К этому добавьте сад из экзотическтх деревьев и красивые бассейны на площади перед входом.

Храм всё же сотворен был совершенно замечательный, недаром последующие фараоны старались располагать свои захоронения именно в Дейр-эль-Бахри. Известен даже автор проекта храма – архитектор Сенмут. Интересная личность, совсем незнатного происхождения, но благодаря своим способностям сумевшая подняться до самых высоких должностей. Помимо прочего, Сенмут был воспитателем дочери Хатшепсут, а в целом его полномочия насчитывали 93 должности. Конечно, не так просто понять жизнь общества 3500 лет назад; исследователи постоянно надеются найти что-то новое, сталкиваются различные теории и предположения: как жили эти люди, каковы были их отношения? Мы знаем, что Сенммут был воспитателем дочери Хатшепсут. Но, по мнению некоторых исследователей он был на только воспитателем, но и отцом Нефру-ра: взгляните только на эту трогательную скульптуру из Британского музея – Сенмут с Нефру-ра на руках.

А ещё Хатшепсут гордилась организацией экспедиции в Пунт. Что это за страна такая, мы теперь не знаем (считается, что это где-то в районе нынешнего Сомали), а тогда для египтян была важна эта земля, ведь именно оттуда поставляли масло миррового дерева и ладан для религиозных служб, привозили черную краску для глаз – как же без неё женщины обойдутся? Поступали из Пунта слоновая кость, шкуры животных и золото. И при этом египтяне не бывали там уже несколько сотен лет. И вот на кораблях и по суше больше двухсот человек отправилась в Пунт. Экспедиция вернулась на третий год, прошла вполне успешно, привезла множество подарков, включая даже мирровые деревья – их высадили близ храма в Дейр-эль-Бахри. А память об экспедиции была увековечена в рельефах и настенных росписях храма Хатшепсут. И для следующих походов дорога была проторена.

Этой великой женщине довелось вести и военные операции, некоторые из них она возглавляла сама. Вскоре после кончины Тутмоса II подняло ропот царство Куш на юге от Египта. Хатшепсут с войском отправилась в поход и успокоила соседнюю страну. Доводилось усмирять и Нубию. Разница с былыми походами состояла в том, что Хатшепсут вместо поголовного уничтожения мужского населения побеждённой страны пыталась выстраивать дружеские отношения с соседями.

После 20 лет царствования Хатшепсут ушла в мир иной, а Тутмос III стал фараоном. И всё шло хорошо, но через некоторое время Тутмос III начал уничтожать память о правлении Хатшепсут, из надписей удалялось её имя. Единого мнения у исследователей о том, почему наследник так себя повёл, до сих пор нет. Получил власть, стал известным полководцем – шутка ли, 367 городов завоевал во время своих походов! Может быть, сам прецендент женщины на престоле настолько не вписывался в египетскую традицию. Но имя Хатшепсут на картушах вычищалось, иногда тексты просто уничтожались. И всё-таки царица оставила достаточно много памятников до своей кончины в 1458 году до н. э.

Время шло, некогда великий Древний Египет стал действительно древним, но давно перестал быть великим. Среднее царство сменилось Поздним временем, когда Египет распался на отдельные номы. После этого времени знаем ещё одну прославленную египетскую царицу – Клеопатру. Но это уже другая история, другое время, теперь у Египта язык уже не тот, на котором говорила и писала царица Хатшепсут. Тот язык остался в далёком прошлом, как осталась в истории великая культура великого государства...

И вот в 1898 году будущий император Франции Наполеон Бонапарт предпринял поход в Египет. Перехитрив адмирала Нельсона, он переправил армию в Африку, вдохновляя войска призывом: «Сорок веков истории смотрят на вас!». Наполеон хочет узнать забытую историю, поэтому в поход он берёт полторы сотни учёных – математиков, историков, литераторов, художников. В Гизе большой сфинкс очень удивил их, говорят, даже стреляли по нему из пушки. Результатом египетского похода стал вышедший в 1809 году богато иллюстрированный первый том «Описания Египта» и найденный в 1799 году французским офицером так называемый Розеттский камень – бесценная находка. Надпись на камне датируется 196 годом до н. э. и сделана на трёх языках: иероглифы Древнего Египта, демотическое письмо и древнегреческий язык.

Камень забрали англичане (хотя нашли французы), и он занял свое место в Британском музее. Британия не намерена никому его отдавать, даже Египту и даже на время. Но владельцы честно сделали копии камня и подарили университетам. Для всего мира иероглифы оставались великой загадкой.

Сумел прочитать иероглифы великий Жан-Франсуа Шампольон. 14 сентября 1822 года Шампольон сделал доклад, в котором сообщил о расшифровке первых 11 знаков иероглифического письма. Чтение иероглифов стало возможным, наконец появился шанс узнать содержание замечательных образцов литературы Древнего Египта.

Имени Хатшепсут не было ни в одном перечне египенских фараонов. Но когда Шампольон прочитал фамилию, получалось, что фамилия должна быть женского рода. И через три с половиной тысячи лет человечество всё-таки узнало правду об этой замечательной женщине. Узнало, кто построил тот великолепный храм. Помним и восторгаемся.

Евгений Корягин,
кандидат искусствоведения