Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Кремлевская стройка

russiantown.com
Кремлевская стройка

Москва заслужила людскую любовь своей историей, славой и красотой. 1147 год – это год, когда она впервые упоминается в Ипатьевской летописи, когда князь Юрий Владимирович Долгорукий организовал «пьянку» со своим племянником Святославом Ольговичем, князем Черниговским: «Прииди ко мне, брате, в Москов!». Но чтобы собраться двум князьям, для этого нужно обжитое место. Стало быть, какое-то поселение на этом месте уже существовало. 
Московский кремль заложили как крепость, огородив заостренными сосновыми брёвнами небольшой участок на Боровицком холме – лишь малую часть современного Кремля. Место было очень удобным для обороны: холм, близ которго сливаются две реки – Москва и Неглинная. И географически тоже удобно: здесь пересекаются пути с запада на восток и с севера на юг. Так Ростово-Суздальский князь Юрий, шестой сын Владимира Мономаха положил начало укреплению северо-восточной Руси.

С началом татаро-монгольского нашествия Киев был разграблен и разрушен, он утратил своё значение на Руси. Идёт усиление Москвы. Московские князья научились добиваться расположения Ордынских ханов и даже в этих условиях умудрялись укреплять Москву. Иван Калита сумел добиться переноса резиденции митрополита в Москву. Если до 1322 года митрополит бывал наездами, то теперь здесь находилась его резиденция, что, конечно, прибавило авторитета власти князя. В Кремле возводятся Успенский и Архангельский соборы – первые белокаменные храмы. 
При Иване Калите кремль получил новые дубовые стены. С именем Калиты некоторые источники связывают начало объединения Московской Руси. Хотя в этом не все единодушны, ведь советские исследователи, естественно, ссылались на Карла Маркса, по мнению которого, Калита «сумой, а не мечом прокладывал себе дорогу» и соединил в себе «черты татарского палача и главного раба». Иван Калита делит княжество между тремя сыновьями, но Москва становится нераздельной собственностью всех троих. И надо сказать, что сыновья действительно правили мирно, без внутренних распрей.


Да, при Иване Калите Москва становится центром княжества, теперь это резиденция великих князей и митрополитов. Новые дубовые стены защищают эту резиденцию. Но был один страшный враг деревянных сооружений – пожары. После Калиты Москва горела в 1345 и в 1354 годах. Очередной пожар 1365 года сильно подпортил и стены. Снова укреплять их должен был великий князь Дмитрий Донской.

Сразу после пожара 1365 года посоветовались и решили ставить каменные стены. Удовольствие недешёвое, но при постоянных пожарах следовало предпочесть камень. Благо материала хватало – камень доставляли по рекам Пахре и Москве из села Мячково. За два года завезли достаточно, и в 1367 году крепостные стены были построены. Причём, стены ставили снаружи прежних, так что общая длина стен составила теперь де тысячи метров, почти как сегодня. Даже планировка Москвы начинает складываться с её будущими улицами: Тверская, Никольская, Всехсвятская (Варварка).
В 1453 году под напором османских полчищ пал Константинополь, погиб последний император Константин. Его племянница Зоя Палеолог нашла приют при дворе Папы Римского Сикста IV, который, мечтая распространить влияние католической церкви на восток, решил выдать Зою замуж за Ивана III. Знакомились жених и невеста по представленному портрету. Приехав в Москву, Зоя приняла православие под именем Софья и стала великой княгиней. В кремле в результате землетрясения пострадал главный собор – Успенский. Восстанавливать его поручили мастерам Кривцову и Мышкину, но почти уже возведённый храм рухнул: «известь была неклеевита, а камень нетвёрд». С подачи Софьи Иван Васильевич решил пригласить в Москву итальянских мастеров.

За архитектором Иван отправил посла Семёна Толбузина, наказав нанять мастера «по 10 рублей на месяц найму» – очень хорошие деньги. Но много желающих не нашлось. Согласился Аристотель Фиораванти, для которого отъезд из страны был скорее спасением, поскольку у него в это время случились нелады с законом. Именно это определило отъезд на Русь первого зарубежного архитектора.
Выбрав крестово-купольную конструкцию Владимирского собора, Фиораванти использовал новые технологии, благодаря чему интерьер собора получился просторным, «звонким», по утверждению современников. Кладка была кирпичной, обложенной снаружи камнем. К тому же мастер использовал скрепы из металла вместо деревянных. Выдающаяся вещь была построена всего за два года. А ещё Фиораванти поставил монетный и пушечный двор и даже участвовал в походе Ивана на Тверь в 1485 году. 


В 1485 году начали строить новые башни и стены. Первой ставится Тайницкая башня – центральная на южной стороне кремля, обращённой к Москве-реке. Строит её Антонио Джиларди, он же Антон Фрязин. Это теперь для нас просто башня, но тогда в ней был колодец на случай долгой осады крепости, был выход к Москве-реке, были даже ворота с подъёмным механизмом. Потом на ней даже поставили пушку, которая палила в полдень. Стены снаружи обкладывались кирпичом, а внутри заполняли белым камнем с известью. Кирпич итальянцы делали свой, специально обожжённый и крупный по размерам, весом 8 килограммов. Посчитали, что на стены ушло 100 миллионов кирпичей. Зубцы, которыми мы любуемся, были такими же, как на замке Сфорца в Милане и на крепости Кастельвеккьо в Вероне. Ставились зубцы не для красоты: за ними находились стрельцы.
На картине Верещагина «Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной» кирпичные кремлёвские стены и башни почему-то... белого цвета. Действительно, в 1680 году стены и башни стали белить; в последний раз это делали в 1880-е годы. Кстати, стены сейчас подкрашивают матовой краской кирпичного цвета.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо завершили строительство Грановитой палаты, Алевиз Новый поставил Архангельский собор. И среди всех красот кремля обращает на себя внимание колокольня Ивана Великого. Отдельно стоящая колокольня – это сооружение, которое уже входило в моду в Италии, но в России это было совершенно в диковинку. Колокольня достигла 81 метра в высоту и до завершения Храма Христа Спасителя в 1860 году была самым высоким сооружением Москвы.
Раз есть колокольня, есть и колокола. Помимо 34 колоколов Ивана Великого есть ещё Царь-колокол. Огромный, массой более более 200 тонн. Кстати, колокол отливали русские мастера при Анне Иоанновне – отец и сын Моторины. И когда он ещё не был вынут из литейной ямы, случился очередной страшный пожар, колокол получил трещины, да так и остался в литейной яме посреди кремля на сотню лет. Уже в 1836 году подняли-таки колокол и от него отвалился кусок массой 11,5 тонн.
И ещё одно творение, которым любуются посетители, – Царь-пушка. Отлил её мастер Андрей Чохов по заказу царя Федора Иоанновича. Она тоже потрясает своей массой – 40 тонн. Хороший набор складывается: колокол, который никогда не звонил, и пушка, которая никогда не стреляла...

В 1712 году столица переведена из Москвы в Санкт-Петербург. И всё же Екатерина добавила строений в московском кремле: по её указу Матвей Казаков строит здание Сената с куполом. А в XIX веке по поручению Николая I архитектор Константин Тон строит Большой Кремлевский дворец.
Самую большую «реконструкцию» устроили, конечно, большевики. Ещё в октябре 1917 года, обстреливая юнкеров, засевших в кремле, повредили дворцы и башни. Но в марте 1918 года столица возвращается в Москву, а кремль стал и резиденцией, и местом проживания. В начале века на территории кремля было 54 сооружения, теперь 28 из них больше не существует. Золотая палата стала кухней, в Грановитой палате разместилась столовая, в Чудовом монастыре – больница. В 1920 году в Кремле было «прописано» 2100 человек!
На башни Кремля водрузили звёзды – сначала из уральских самоцветов, потом из рубинового стекла. Старую звезду можно увидеть на шпиле Речного вокзала...
И всё это начал восемь с половиной столетий назад князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому в 1954 году в центре Москвы поставили памятник.