Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Портал русскоговорящей
Атланты
Читайте статьи различной тематики
на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Владимир Гончаров: я «возвращаю» зрение в том числе самому себе

russiantown.com
Владимир Гончаров: я «возвращаю» зрение в том числе самому себе

13 ноября в мире отмечается Международный день слепых. Он призван привлечь внимание к проблемам тех, кто вынужден жить «в темноте». Но иногда эти люди демонстрируют покорение таких верших, какие и не снились многим. Для героя нашего интервью, Владимира Гончарова из Орландо, практически не оставалось выбора: его неизлечимое заболевание – пигментный ретинит – привело к полной потере зрения. Однако выбор, очевидно, есть всегда, а значит, инвалидность и унылая жизнь – совсем не одно и то же.

Владимир, вы абсолютно уникальный чаловек. Вы смогли сохранить профессию программиста даже после потери зрения. Как это вообще возможно?

– Я думал, что это невозможно. Я уже не планировал продолжать работать в профессии и собирался просто помогать жене. Зрение я терял постепенно, и поначалу супруга просто объясняла мне, что написано на экране. Но в какой-то момент мне подсказали новую программу-скринридер, и обнаружилось, что с ней работать очень удобно, и в итоге я даже решил снова выйти на рынок труда. И даже получил работу – пошёл на неё с палочкой и со скринридером, получил компьютер и даже сделал полностью проект. Так новая карьера началась.

То есть существуют технологии, позволяющие незрячим людям пользоваться компьютерами и смартфонами?

– Если программное обеспечение поддерживает accessibility (доступность), то фактически я могу сказать, что я «вижу» приложение и могу в нём ориентироваться. То же самое с телефонами: я касаюсь экрана и он мне говорит, что там написано, а двойной клик делает то же самое, что одинарный для зрячего человека. Можно включать YouTube, пользоваться WhatsApp. То есть скринридер проговаривает всё, что на экране. Конечно, разработчики программного обеспечения должны предусмотреть такую функциональность. Например, приложение для звонков Viber я вообще не могу использовать, а вот в WhatsApp не ощущаю никакой разницы, есть у меня зрение или нет.

Значит, проблемы с доступностью пока ещё есть. Как с этим обстоит дело у соцсетей, онлайн-магазинов, банков?

– Обычно считается, что в Америке в этом отношении всё неплохо, здесь есть соответствующие законы и так далее. Но вот, например, приложение банка, которым я пользуюсь, очень слабо доступно. Поэтому я логинюсь по face ID, иду к жене и она мне рассказывает, что в этом приложении происходит. В то же время, приложение российского Сбербанка, когда я им пользовался, было лучшим по доступности из всех, что я когда-либо видел, причём они его сделали достаточно давно. Я бы сказал так: есть сайты и приложения, где проблем просто меньше.

Правильно ли я понимаю, что вы одновременно были пользователем и помогали совершенствовать программное обеспечение с точки зрения удобства для незрячих?

– Я начал с отчётов о проблемах доступности – отправлял информацию об ошибках в Google, Apple и другие компании, но эта деятельность была чисто волонтёрской, неоплачиваемой. Какие-то компании отвечали, какие-то нет, некоторые отвечали и ничего с проблемой не делали. Позже одна из компаний наняла меня на работу. Любой разработчик обычно создаёт два интерфейса – один визуальный и второй для скринридера. То есть, когда на веб-страницу или в приложение заходит незрячий человек, моя задача сделать так, чтобы ему там было всё понятно. Я должен разбить задачу доступности на много маленьких сообщений об ошибках. Есть очень хорошие стандарты доступности, я даю ссылки на них, и тогда любой зрячий разработчик может исправить ошибку и получить требуемый результат. Понимаете, когда мы находим ошибки и делаем приложение доступным, мы тем самым делаем слепых зрячими. Они становятся зрячими онлайн. Я таким образом «возвращаю» зрение в том числе самому себе.

А компании прислушиваются к вам?

– Часто у них бывает шок от количества ошибок. Они считали, что всё работает нормально, и это стресс для них. Некоторые не прислушиваются, но в основном прислушиваются, и в том числе компания, в которой я работаю. Я нахожу ошибки и сам же их исправляю – совместно с другими членами команды. Я работаю из дома, это началось ещё в пандемию. В офисе был только один раз. Команда, в которой я тружусь сейчас – это люди со всего мира, они сидят в разных странах и делают совместные проекты.

Каким был ваш опыт поиска работы? Вы считаете, что вам повезло, или что усилия в конце концов вознаграждаются?

– Это всё было, конечно, не без молитв. Где-то повезло, где-то бог помог. Понимаете, бывает и так, что тебе повезло – а у тебя недостаточно умения, и даже везение не помогает. То есть и уметь надо, и знать надо, и везение тоже надо. И работать. В моём случае сложно не столько решить проблему технически, сколько сложно убедить команду применить решение, потому что оно бывает неожиданным. Если бы они могли, они бы применили это решение раньше.

На рынке труда всегда есть хорошие вакансии, и в этом отношении я сейчас ощущаю себя более устойчиво, чем в тот момент, когда я вообще не понимал, что мне дальше делать. Были ситуации, когда я прохожу интервью, например, на должность администратора баз данных по решению проблем производительности, и знаю, что решу их (нет таких проблем с базами данных, которые я не решил бы в прошлом). Но меня не берут! Не берут, когда узнают, что я не вижу. В целом это нормально, когда вас не берут при поиске работы: кто-то обязательно должен отказывать; вам не надо, чтобы вас взяли десять работодателей – надо, чтобы взял один. Но проблема начинается тогда, когда не можешь найти его совсем. Зачастую тебе не говорят напрямую, что не могут тебя нанять из-за зрения. Стараются не обижать, но в большинстве случаев просто исчезают, узнав об этом.

Вы упомянули, что вы человек религиозный. Именно это и помогало вам не отчаиваться, когда вы постепенно теряли способность видеть?

– Верующим я стал ещё до того, когда узнал, что однажды потеряю зрение. Конечно, это помогало. Потому что где-то нужно даже не везение, а чудо. При этом бог – это не автомат с газированной водой, когда бросил копейку и получил результат. Не бывает так, что «бросил» молитву и всё сразу решилось. Вы открываете свои желание перед богом, а он смотрит, что для нас лучше. Вы говорите – не отчаиваться. Я бы сказал, что не отчаиваться невозможно. Когда ты не видишь, то не можешь делать ничего, это огромный стресс. Ты мог – и ты больше не можешь. Ты был самостоятельным – и перестал им быть. Но... три дня поотчаивался, а дальше надо уже думать, какие есть варианты.

Есть, например, хороший скринридер Jaws – он платный, но я считаю, что его надо обязательно приобретать слабовидящему человеку. Изучать и не думать про эти деньги. Если говорить о последующем трудоустройстве, то это окупится. Всё это тренируется со временем. Раньше я даже не мог слушать аудиокниги, мысль куда-то уходила. А сейчас я их слушаю на YouTube (это одно из самых доступных приложений), причём на двойной скорости. Скорость восприятия информации постепенно увеличивается, и даже двойная скорость уже для меня слишком медленная. Скринридер тоже настраивается; если, к примеру, слово «button» употребляется часто, его можно настроить на максимальную скорость – зрячие люди будут слышать это просто как «бульк». То есть всё достигается тренировкой.

В сфере IT всё непрерывно меняется. Как вы относитесь к тому, что компании обновляют программные продукты и часто получается хуже, чем было?

– Ну, я уверен, что они пытаются сделать лучше. Может быть, причина в том, что каждый пользователь смотрит исходя из своего опыта. Одно и то же приложение используют миллионы человек, и чтобы привлечь ещё больше пользователей, что-то меняют. Иногда неудачно. Но я точно знаю, что стараются сделать лучше, хотя и не всегда получается. Допустим, чтобы исправить одну ошибку, понадобится сначала исправить три других. И в ближайший релиз это исправление может не войти, зато войдёт в следующий.

Похоже, вам всё время приходится учиться чему-то новому.

– Все разработчики постоянно учатся. А иначе мы станем ненужными, если не будем изучать новое. Предыдущий опыт помогает воспринимать новые технологии, новую информацию. Кто-то изучает исключительно в рабочее время, а кого-то, как говорится, за уши не оттащить, пока не разберётся. Программирование, разработка – это дело настолько увлекательное, что можно в него погрузиться полностью. Но надо не забывать о балансе работы и семьи. То ребёнок придёт играть с тобой в шахматы, то захочется с женой время провести – приходится отрываться от одного любимого занятия в пользу других любимых занятий.

А кстати, чем ещё вы увлекаетесь и хватает ли на это времени?

– Времени хватает и на работу, и на личную жизнь. Например, я люблю кататься на велосипеде, и мы с супругой купили кастомный велосипед-тандем. Обычно тандемы делают так, чтобы «капитан» был более высокого роста, а в нашем случае «капитан» пониже, поэтому велосипед кастомный. И мы гоняем на нём, иногда без детей, иногда с детьми.

В ноябре отмечается Международный день слепых – так он и называется, прямым текстом. Как вы думаете, нужны ли такие дни и чему они учат?

– С одной стороны, я не очень понимаю, зачем такие дни. Но, с другой стороны, зрячие люди не всегда понимают, что действительно нужно, как помочь и чем помочь. Например, что я очень не люблю – это когда передо мной открывают дверь. Я иду с палочкой и знаю, что здесь есть дверь. Но когда она открыта, я не понимаю, где она, проходит ли там кто-то или нет. Удариться о полуоткрытую дверь – это одна из наиболее неприятных вещей. Хотя люди старались помочь. Вот и я хочу, чтобы как можно больше зрячих разработчиков погружались в тему доступности. В частности, для этого записываю видеоролики, где объясняю разработчикам, что нужно делать, и показываю со скринридером, как всё происходит.

Что касается этого дня, то я бы сообщил слепым людям, что надо обязательно пользоваться скринридером, иметь смартфон (неважно, Android или iPhone), надо изучать скринридер. Попробуйте Jaws. Он работает только на Windows, а я раньше был человеком из миру Linux. Это как священная война между «линуксоидами» и «виндузятниками». Но я перешёл, и всё оказалось не так плохо. Поэтому всё возможно.

То есть хотелось бы донести до незрячих людей, которые не видят выхода, что выход есть. Молодым людям, если такое с ними произошло, я вообще советую идти в разработчики и выходить на работу. Это будет трудно. Вам сто раз скажут, что вы не подходите. Но это неважно. Потом вы будете получать зарплату даже больше, чем зрячие. Конечно, лучше видеть, чем не видеть. Но кто-то, допустим, не видит, а у кого-то есть другие проблемы. У зрячих могут быть тяжёлые заболевания, а у вас может быть всё в порядке кроме зрения. Во всём есть свои плюсы.